Смекни!
smekni.com

Компиляторы и интерпретаторы (стр. 2 из 4)

Оценочные или учебные компиляторы позволяют написать простейшие программы для конкретного процессора и определить подходит ли процессор для тех задач, которые предстоит решать в процессе разработки устройства. Конечно, если программа очень проста, то можно весь программный продукт написать на оценочном компиляторе. Оценочные компиляторы позволяют транслировать одиночный файл исходного текста программы. Иногда такие компиляторы позволяют включать в процесс трансляции содержимое отдельных файлов специальной директивой. В результате работы оценочного компилятора сразу получается исполняемый или загрузочный модуль программы, поэтому такие компиляторы называются компиляторы с единой трансляцией.

Профессиональные трансляторы позволяют производить трансляцию исходного текста программы по частям. Это позволяет значительно сократить время трансляции исходного текста программы, так как не нужно транслировать весь текст программы, а можно транслировать только ту часть программы, которая менялась после предыдущей трансляции.

Кроме того, каждый программный модуль может писать отдельный программист. Это позволяет сократить время написания программы. Даже в том случае, если программу пишет один человек, время написания программы сокращается за счёт использования готовых отлаженных и оттранслированных программных модулей. В таких компиляторах процесс трансляции программы разбивается на два этапа: трансляция программного модуля и связывание программных модулей в единую программу. Поэтому такие компиляторы называются компиляторами с раздельной трансляцией.

Оценочные компиляторы обычно предлагаются бесплатно фирмами - производителями микроконтроллеров. Только фирма Intel предложила в своё время профессиональный пакет разработки программ - язык программирования PLM-51 в состав которого входит профессиональный язык программирования ASM-51.

Профессиональные компиляторы разрабатываются и продаются отдельными фирмами. Для микроконтроллеров семейства MCS-51 получили известность продукты таких фирм как FRANCLIN, IAR, KEIL.

В состав современных средств написания и отладки программ для микроконтроллеров обычно входят эмуляторы процессоров или отладочные платы, текстовый редактор, компиляторы языка высокого уровня (чаще всего "C") и ассемблера, редактор связей и загрузчик программы в отладочную плату. Все программы обычно объединены интегрированной средой разработки программного проекта, позволяющую поддерживать один или несколько программных проектов.

Писать компилятор приходится чаще, чем обычно думают. Практически всякая большая система включает в себя входной язык - от примитивного до весьма сложного. Вспомним хотя бы dBASE - это ведь не язык программирования, а система баз данных. На нее даже программы пишутся. А раз нужен входной язык, то бывает нужен и компилятор. И часто нужен быстро. Конечно, всякий предпочтет компактный, быстрый, хорошо оптимизирующий компилятор, но далеко не всякому понравится такой компилятор писать.

Чтобы писать сложные, эффективные и быстрые компиляторы, есть много рецептов. Но здесь речь пойдет не о них. Как написать компилятор просто - вот в чем вопрос! Ведь такой компилятор и короче, и отлаживается легче. Здесь не будет каких-то хитрых алгоритмов, позволяющих достигать чудес эффективности или каких- то особенных способов организации данных. Увы, с этими способами одна проблема: заставить их работать может только чудо. А в этой статье - только практические рекомендации, а работают они надежно!

Модельный компиляторЛучший способ понять, как писать компилятор - написать его самому. Лучший способ объяснить это - предъявить текст программы. Вот мы и предлагаем статью-программу. Впрочем, ее можно читать и не заглядывая в листинг, но при этом вы много потеряете. Компилятор написан на Паскале, выходной язык - Паскаль, входной язык прост до идиотизма. Читатели, владеющие с языком Паскаль, узнают и во входном языке знаковые конструкции. Наш модельный компилятор состоит из четырех частей: сканер, блок таблиц имен, основная часть компилятора и семантические подпрограммы. В том или ином виде эти части можно встретить в любом компиляторе. Сканер - это глаза компилятора, который обращается к тексту программы только через него. Сканер читает входной файл и избавляет остальные части копилятора от необходимости следить за каждым входным символом. В таблице имен хранится информация о переменных программы. Обращение к ней осуществляется в основном через процедуры блок таблицы имен.

Сканер

Среди всех конструкций, воспринимаемых компилятором, есть минимальные, и которые уже не исеет смысла делить на части. Например: идентификатор, число, строка, ключевое слово. Они называются лексемами. Компилятору нет нужды разбираться в их структуре. Кстати, в описании старого, доброго Алгола-60 использовался термин иероглифы, то есть нечто такое, что можно обозначить значком. Но у компьютера всего-то 256 символов - и приходится писать, например, "procedure". А посему идея следующая: отдельная процедура считывает программу из файла, выделяет оттуда лексемы и передает их основной части компилятора. А той до текста программы уже нет никакого дела. Такаяподпрограмма называется сканером.

В языке SIMPLE существуют пять видов лексем (pис.2): ключевые слова, идентификаторы, числа, спецсимволы и нечто в квадратных скобках. По поводу первых четырех типов, кажется, все ясно - см. рисунок. А пятый, последний - это наша хитрость. Дело в том, что компиляция выражений - это вопрос особый, и ему будет посвящена следующая статья. Поэтому, пользуясь тем, что выходной язык у нас Паскаль, мы перекладываем эту задачу на плечи компилятора с Паскаля. А чтобы у нас не возникало проблем - информацию, которые мы просто переписываеми в выходной файл, не разбираясь в его внутренней структуре, заключаем в квадратные скобки.

Посмотрим на текст программы (Пример 1. Сканер). Основная процедура сканера - Scan. Вызывая ее, мы получаем очередную лексему. Мы можем даже считать ее аналогом процедуры ввода - со странного устройства, которое передает внутрь компьютера лексемы. Процедура Scan по первом символу лексемы определяет, что за лексема нас сейчас ждет, и вызывает "специализированную" процедуру, которая только этим типом лексем и занимается. Единственная загвоздка здесь - ключевые слова путаются с именами. Поэтому они считываются вместе, а уж потом одно отделяются от другого.

Обратим внимание на вспомогательные процедуры GetCh и UngetCh. Процедура GetCh заменяет сиволы перевода строки и табуляции на пробелы и пропускает лишние пробелы (так получается, что несколько пробелов подряд эквивалентны одному). Процедура UngetCh используется, если мы погорячились" и считали "лишний" символ. Тогда с помощью этой процедуры можно сказать: "Возьми обратно!" Процедура GetCh выдаст в следующий раз тот же символ.

Таблица имен

Когда человек пишет свою программу или разбирается в чужой, ему нужно держать в голове кое-какую информацию. Но машина железная, у нее головы нет. Поэтому необходима структура данных, которая про каждуюпеременную хранила бы определенную информацию. Эта структура называется таблицей имен. Без нее не обходится ни один компилятор. Таблица имен действительно похожа на таблицу. Она состоит из "строк" - ячеек таблицы имен, которые могут содержать инфорацию об одной простой переменной, например, переменной целого типа. (Обычно эти ячейки называют записями таблицы имен, но здесь сознательно используется другой термин, чтобы не было путаницы с языком SIMPLE). Посмотрим на рис.3. Там изображена структура нашей таблицей имен. Проще всего, когда переменная - целого типа. Для нее нужно хранить всего ничего - имя и тип (integer). В реальных, больших компиляторах, впрочем, есть еще кое-что - ее адрес, например. Но мы, слава Богу, компилируем в Паскаль!

С записями будет посложнее. Даже в голове у нас они хранятся не целиком, а как нечто, сложенное из кусочков. А к чему должно быть ближе то, что хранится в таблице имен? Наверное, к тому, что хранится в голове, а не на бумаге.

· Но в одну ячейку таблицы имен может поместиться информация максимум об одной переменной. Поэтому сейчас наша задача - "раскидать" по
ячейкам информацию о структуре записи. Это можно сделать разными способами. Здесь выбран следующий. На любую переменную - i,j,u и т.д. - заводим одну запись таблицы имен. Если эта переменная - запись, то в поле Fields пишется ссылка на описание структуры ее полей.

· В данном случае ссылка - просто номер ячейки таблицы имен, содержащей заголовок этого описания.

· Описание структуры записи представляет собой заголовок и еще несколько - по одной на каждое поле - ячеек. Каждая из этих ячеек (в том числе и заголовок) содержит в поле Ref номер ячейки для следующего поля записи. Ячейка для последнего поля содержит в поле Ref ноль. Это означает "Дальше полей нет!". Если же поле записи снова запись, то соответствующая этому полю ячейка содержит в поле Fields ссылку на описание структуры полей.

· Первые MaxKey записей таблицы имен на самом деле не имена, а ключевые слова. Имена и ключевые слова вообще очень легко перепутать. Поэтому если имя будет найдено в таблице имен, но в записи с номером не большим, чем MaxKey, то это на самом деле не имя, а ключевое слово. Можно, конечно, завести для ключевых слов отдельный список, но так, как сделано здесь, проще.

3) Компиляторы и интерпретаторы

С помощью языка программирования создаётся не готовая программа, а только её текст, описывающий ранее разработанный алгоритм. Чтобы получить работающую программу, надо этот текст либо автоматически перевести в машинный код (для этого служат программы компиляторы) и затем использовать отдельно от исходного текста, либо сразу выполнять команды языка, указанные в тексте программы (этим занимаются программы-интерпретаторы).

Интерпретатор берёт очередной оператор языка из текста программы, анализирует его структуру и затем сразу исполняет (обычно после анализа оператор транслируется в некоторое промежуточное представление или даже машинный код для более эффективного дальнейшего исполнения). Только после того как текущий оператор успешно выполнен, интерпретатор перейдёт к следующему. При этом если один и тот же оператор будет выполняться в программе многократно, интерпретатор будет выполнять его так как, как будто встретил впервые. Вследствие этого программы,в которых требуется осуществить большой объём вычислений, будут выполняться медленно. Кроме того, для выполнения программы на другом компьютере там тоже должен стоять интерпретатор – ведь без него текст является просто набором символов.