Еще более широко федеральным законодательством определяется агитация по вопросам референдума, которая включает в себя «деятельность, осуществляемую в период кампании референдума и имеющая цель побудить или побуждать участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос».
Однако столь широкий подход к определению понятия «предвыборная агитация», а равно и понятия «агитация по вопросам референдума», следует признать неудачным, так как он позволяет квалифицировать как предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума любую деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую граждан к участию в выборах, референдуме, призывы к выполнению ими своего гражданского долга, в том числе и исходящие от избирательных комиссий, или отказаться от голосования на выборах, референдуме, то есть бойкотировать их.
Между тем подобные действия противоречат демократическим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Более того, деятельность граждан, организаций, имеющая целью воспрепятствовать гражданину свободно осуществлять свои избирательные права либо право участвовать в референдуме, признается административным правонарушением, а если эти действия соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества – преступлением (ст. 141 УК Российской Федерации) (Подход А.В. Иванченко).
Имея в виду эти обстоятельства, избирательные комиссии и правоохранительные органы на практике не воспринимают призывы, побуждающие граждан к участию в выборах или отказаться от участия в них, как предвыборную агитацию. Исходя из назначения, смысла и природы института предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) или против них. Обоснованность такого понимания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Правовое регулирование. Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации – избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, например, Оренбургская область, разработали и приняли отдельные законы о предвыборной агитации. Учитывая значительную специфику и сложность процедур предвыборной агитации, особенно проводимую через средства массовой информации, в пользу принятия отдельных законодательных актов выступают некоторые ученые и практики. Тем не менее этот путь едва ли приемлем, так как может привести к неоправданному дроблению единого избирательного законодательства. Идею издания отдельных законов о предвыборной агитации, о финансировании избирательных кампаний трудно поддержать и с точки зрения перспектив кодификации избирательного законодательства, которая уже стала реальностью на уровне ряда субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что собственно законами правовая основа предвыборной агитации не исчерпывается. В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов федерации подзаконных нормативных актов — инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации через различные виды средств массовой информации.
В настоящее время действуют две инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые соответственно в 1995 и 1996 годах, которые регламентируют порядок предоставления эфирного времени на каналах Государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы, а также кандидатам на должность Президента Российской Федерации. (Постановление ЦИК РФ «Положение о группах контроля избирательных комиссий за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 ноября 1995 г.[1], «Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием» от 20 сентября 1995 г.[2])
Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы:
1) общие субъекты – граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии;
2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.
Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.
Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.
В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию – листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру.[3]
Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах:
- через средства массовой информации;
- путем организации массовых публичных мероприятий;
- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агитация может проводиться и в иных, установленных законодательством, формах.
Каждая из названных форм агитации имеет свою специфику, связанную с порядком, условиями и сроками ее проведения. В рамках этих форм законодательство различает виды (жанры) предвыборной агитации. Так, массовые мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, «круглого стола», «горячей линии», политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плакатов, письменных обращений к избирателям, брошюр, буклетов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитационные материалы без использования средств массовой информации применяются сравнительно редко.