СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Право на искусственное оплодотворение в системе репродуктивных прав
2. Международно-правовое регулирование вопросов искусственного оплодотворения
3. Законодательное регулирование процесса искусственного оплодотворения в РФ
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Воспроизведение человеком себе подобных - фундаментальный закон и величайшее таинство природы. Человек стремится оставить потомство, чтобы продолжить свой род. Регулируемые сложным комплексом биологических, психологических, духовных и социальных законов, репродуктивные процессы во все времена представляли интерес для их изучения.
В настоящее время одним из актуальных является вопрос правового регулирования данного феномена. Свидетельством этого может служить появление в международных документах и научной литературе понятия "репродуктивные права" человека. Анализ специальной литературы показывает, что среди исследователей в настоящее время нет единства в определении репродуктивных прав. Более того, данная категория является новой для российского права, поэтому изучена правоведами недостаточно. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой репродуктивные права - это "комплексный институт", "совокупность правомочий". Ученые дают только характеристику, а не определяют содержание репродуктивных прав. Оно конкретизируется в международных документах.
Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека, позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее "создателем" и "производителем". Особенно ярко это проявляется при применении различных методов искусственной репродукции – искусственного оплодотворения, имплантации эмбрионов, суррогатного материнства.
Право на искусственное оплодотворение является одним из составляющих общего понятия репродуктивных прав. Вопросы искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Исторически потребность в искусственном оплодотворении вырастает главным образом из потребностей борьбы с собственно бесплодием вообще.
В настоящее время общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения: "новая технология размножения", "техногенное производство людей", "асексуальное размножение" В оборот входят понятия: "избирательный аборт", "торговля репродуктивным материалом", "продукция оплодотворения" и др. Как и у каждой концепции, у идеи "искусственного оплодотворения" имеются и сторонники и противники и, конечно же, существует множество точек зрения на данную проблему.
При рассмотрении вопроса искусственного оплодотворения представляется актуальным как изучение зарубежного опыта закрепления права человека на применение методов преодоления бесплодия – конкретно, права наискусственное оплодотворение, так и изучение российского законодательства, регулирующего данный вопрос.
Целью данной работы является изучение такой категории прав человека как право на искусственное оплодотворение.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
- дать общее понятие репродуктивных прав человека и место права на оплодотворение в системе международных прав человека;
- дать понятие "искусственного оплодотворения" и отразить все негативные и позитивные моменты применения данной репродуктивной методики;
- рассмотреть, как законодательно регулируется процесс искусственного оплодотворения в международном праве и в некоторых отдельных зарубежных государствах;
- изучить основные нормативные акты, регулирующие процедуру искусственного оплодотворения в Российской Федерации.
1. ПРАВО НА ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ
Для международного права "репродуктивные права" и "репродуктивное здоровье" не являются такими уж новыми концепциями. Еще на Четвертой всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) была принята Программа действий международной конференции по народонаселению и развитию, которая имеет большое значение, поскольку в ней впервые дается определение репродуктивных прав, а также определяются цели и задачи политики в области народонаселения.
Репродуктивные права, - говорится в Программе, - зиждутся на признании основного права всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и временем их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами. Сюда включается и право принимать ответственные решения в отношении воспроизводства потомства без какой бы то ни было дискриминации, принуждения и насилия, о чем говорится в документах о правах человека.
Таким образом, репродуктивные права понимаются как права, которые предполагают право человека иметь детей; право временно избегать деторождения; право вообще от него отказываться. Из приведенного перечня видно, что только один аспект репродуктивных прав соответствует этимологическому значению термина "репродуктивный" - право человека иметь детей. Остальные аспекты направлены на отказ от продолжения рода.
Репродуктивные права можно также определить как права, связанные с реализацией различных аспектов продолжения рода (деторождения), а именно с принятием решения о зачатии ребенка, с определением количества детей, интервалов между их рождением. Очевидно, что через репродуктивные права непосредственно реализуется конституционное право на жизнь.
Субъектом данных прав является любое физическое лицо, способное к продолжению рода, объектом - деторождение как высочайшее благо и ценность человечества.
Содержание репродуктивных прав включает в себя, во-первых, конституционную защиту репродуктивных возможностей, во-вторых, содействие реализации последних со стороны государства.
Защита репродуктивных возможностей подразумевает конституционную обязанность государства реализовывать всю совокупность мер экономического, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья каждого человека.
Содействие реализации репродуктивных прав означает, что государство берет на себя обязанность по формированию демографической политики, основанной, прежде всего на изменении положения в иерархии социальных институтов и возрождении духовно-нравственных традиций российской семьи, ценности человеческой жизни, материнства и отцовства.
Как признают многие ученые - юристы, право человека иметь детей, право на продолжение самого себя через свое потомство можно рассматривать сквозь призму права на жизнь. Вступление в интимную связь, направленную на зачатие ребенка, может и не привести к желаемому результату. Причины могут быть различными. Часть из них возможно устранить без медицинского вмешательства с течением времени. Часть – обусловлена биологическими особенностями организма. В этом случае медицина говорит о бесплодии. Процент бесплодных пар с развитием технического оснащения человечества, как это ни странно, увеличивается. По оценкам ВОЗ в развитых странах он достигает 20 %.
Если в прошлом проблема бесплодия решалась достаточно быстро (это служило основанием для развода), то в современном обществе пары стремятся преодолеть ее помощью медицинского вмешательства. Одним из таких способов считается искусственное оплодотворение.
Среди методов искусственного оплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ).
Еще в 1885 г. Жозеф Жерар представил Парижскому медицинскому факультету диссертацию "Вклад в историю искусственного оплодотворения", основанную на практике, которая получила во Франции в свое время большой общественный резонанс. И это неудивительно. Во 2-ой половине XIX века интимная жизнь супругов (т.е. то, что входит сегодня в понятия репродуктивной медицины - контрацепция, бесплодие) не находилась еще в компетенции медицины. Работа Ж. Жерара была своеобразным вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в Бордо в суде по аналогичному поводу было принято решение, что "искусственное осеменение противно законам природы".
25 июля 1978 г. в Англии родился первый ребенок, зачатый при помощи искусственного оплодотворения.Среди пионеров-разработчиков этой методики в России известен И.И. Иванов. С 1899 года он начинает публиковать свои работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. Исследователи именно ему отдают пальму первенства в выдвижении идеи о возможности оплодотворения в искусственной среде.
В конце XIX века идеи искусственного оплодотворения начинают использоваться и для "борьбы с женским бесплодием". В 1917 году доктор Ильин Ф. констатирует, что к 1917 году наука располагает 69-ю описанными и успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа.
Целенаправленно исследования в этой области в России начинают производиться с 1965 года в группе раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году перерастает в лабораторию экспериментальной эмбриологии. Первый "пробирочный" ребенок появляется в России в 1986 году в результате работы лаборатории клинической эмбриологии (рук. проф. Б.В. Леонов) Научного центра акушерства, гинекологии и перинтологии РАМН.
В настоящее время количество подобным способом зачатых и рожденных детей исчисляется десятками тысяч. Однако при распространенности такой практики степень значимости этических проблем при данной методике отнюдь не уменьшается. Суть их такова. Допустимо ли разрешать такую методику серьезного вмешательства, влияющую на здоровье женщины. Соотносимо ли причинение вреда здоровью с ожидаемым результатом? Не будет ли убийством уничтожение "лишних" эмбрионов, возникающих при искусственном оплодотворении? Что делать с "лишними" эмбрионами? По поводу всех эти вопросов ведутся довольно острые дискуссии.