Смекни!
smekni.com

Разработка компьютерного тестового контроля знаний студентов (стр. 2 из 10)

Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое.

Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.

Существуют три основные формы тестовых заданий:

1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.

1.2. Выбор нескольких правильных ответов.

1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

2. Задания открытой формы.

Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа. Среди этих тестов наиболее распространенными в настоящее время являются тесты с возможностью выбора правильного ответа из:

- двух предложенных вариантов ответа;

- трех предложенных вариантов.

Выбор формы зависит от:

- цели тестирования;

- содержания теста;

- технических возможностей;

- уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Каждая из форм позволяет проверить специфические виды знаний. Проверять с помощью тестов имеет смысл актуальные знания, которые студенты должны уметь применять на практике. Проверяются знания, находящиеся в оперативной памяти, то есть, не требующие обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам и т.п.

При разработке компьютерного теста очень важно продумать уровень его трудности в целом и отдельных тестовых заданий. Традиционно вопросы располагаются в порядке возрастающей трудности. Больше всего в процентном отношении составляется вопросов средней трудности. При подборе заданий необходимо ориентироваться на общий уровень подготовленности тестирующихся. Так, например, при прохождении тестирования слабой по подготовленности группы студентов, трудные задания теста "не работают", так как ни один учащийся не может на них ответить. У сильной группы студентов не будут "работать" слабые задания и т.п.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:

Тест должен соответствовать целям тестирования;

Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;

Должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ…" и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.

Очень удобно при создании тестов подбирать так называемые "фасетные" задания, то есть, задания, имеющие варианты.

Например:

- МЕДЬ

- ТИТАН

- ЦИРКОНИЙ … К ГРУППЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

1) относится;

2) не относится .

С помощью этих заданий, при прохождении компьютерного теста, студенты получают вопросы в случайном порядке, что практически исключает их повторение и возможность списывания.

Для отвлечения внимания студентов используются ответы-дистракторы (от англ. to distract - отвлекать), например:

АБСОЛЮТНУЮ ВЛАЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЮТ

1) гигрометром;

2) психрометром.

Верный ответ - психрометр, в то время как внимание отвечающих привлекает первое слово из-за его корня "гигро-" в переводе означающего "вода, влага". Слово "гигрометр" - в данном случае является дистрактором.

Подбор дистракторов влияет на качество теста. Самым лучшим можно считать тест, в котором все ответы - верные и неверные (дистракторы) выбираются студентами с примерно равной частотой.

Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил выставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумм всех баллов, полученных студентом, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого". Но существуют и другие, более сложные схемы оценивания, например, рейтинговые.

Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять в следующей последовательности:

☼ формализация экспертной целевой модели знаний;

☼ нисходящее (или снизу – вверх) проектирование тестового пространства;

☼ формирование и наполнение тестовых заданий;

☼ формирование полного компьютерного теста;

☼ тестовый эксперимент;

☼ выбор эффективного теста;

☼ анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.


РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

2.1 Разработка алгоритма программы

Алгоритм программы заключается в следующем (Рисунок 2.1):

1) Открытие файла с тестовыми заданиями (блок 2).

2) Циклическое чтение (пока не прочитана пустая строка) сток из файла в таком порядке (блоки 4-9):

- чтение строки с вопросом, количеством ответов и номером правильного ответа (блок 5);

- вывод вопроса пользователю (блок 6);

- ввод ответа пользователя (блок 7);

- проверка правильности введенного номера ответа (блоки 8-9).

3) Определение общего результата тестирования как произведение 12 на отношение числа правильных ответов к общему числу вопросов (блоки 10-11).

Описание алгоритма процедуры button1_Click (Рисунок 2.1.а):

1. Вызов диалогового окна выбора. Открывается файл с текстом заданий.

2. Если нажимается "Отмена" то выполняется программа закрытия. Если нажимается "ОК" то открывается файл и содержимое его переписывается в файловый поток.

3. Считывается строка с текстом задания.

4. Считывается строка в которой занесено: "количество вариантов ответа _ номер правильного ответа".

5. Считыается из файлового потока строчки с вариантами ответов.

6. Отображается на экране диалоговое окно с указанием текста вопросов и вариантами ответов. В этом окне номера ответов. Нажав на номер ответа нажимаем "ОК".

7. Программа сравнивает введенный номер с номером правильного ответа.

8. При сравнении ответов счетчик правильных ответов увеличивается на +1 и выбирает очередной вопрос, до достижения последнего вопроса (конца файлового потока).

9. Пункты 3-8 повторяются.

10. Выставляется оценка двенадцатибальной шкале по формуле:

11. Вывод оценки на экран.

12. Конец программы.

Рисунок 2.1 – Алгоритм программы компьютерного тестового контроля знаний студентов


Рисунок 2.1.а - Схема алгоритма процедуры button1_Click

Процедура окончания программы (Рисунок 2.1.б):

Рисунок 2.1.б - Схема алгоритма процедуры button2_Click


2.2 Разработка программы

После запуска Microsoft Visual Studio 2008 выбираем пункт меню File \ New. В окне выбора указываем тип нового приложения и имя проекта (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Выбор имени проекта и типа нового приложения

По нажатию на кнопку ОК появляется шаблон для нового приложения. На экранную форму размещаем две кнопки: button1 "Начать тестирования" и button2"Закрыть программу" и текстовый элемент label1 в который будет содержать результаты тестирования (Рисунок 2.3).


Рисунок 2.3 – Шаблон нового приложения

Для задания обработчика нажатия на кнопку "Закрыть программу" необходимо произвести двойной щелчок на кнопке и откроется окно редактора кода. Процедура обработчика будет иметь одну команду Close().

По нажатию на кнопку "Начать тестирование" будут выполняться следующие действия (Рисунок 2.4):