Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование медицинской деятельности (стр. 2 из 5)

И наоборот, деятельность по оказанию нематериальных услуг трансформируется в договорные отношения по оказанию юридических, консультационных, информационных, аудиторских услуг, услуг связи, услуг по обучению и др.

По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК).

Статья 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь, определяющая договор возмездного оказания услуг, содержит примерный перечень услуг, в числе которых называет медицинские услуги. Из всех богатств, которыми дано владеть человеку, самыми ценными являются жизнь и здоровье, и они должны быть надежно защищены. Что бы ни декларировали защитники профессиональных интересов врачей, гражданин, обращающийся за оказанием медицинской помощи (пациент) в силу самой специфики возникающих при этом отношений, неизбежно остается в них наиболее уязвимой, беззащитной стороной, соблюдение прав и интересов которой становится обязанностью государства и общества [3].

Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Одним из важнейших прав человека является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в статье 45 Конституции Республики Беларусь [4].

Таким образом, квалифицирующие признаки услуги как объекта гражданских прав экстраполируются на медицинские услуги, с учетом специфики последних. Следовательно, чтобы сформулировать понятие «медицинские услуги» необходимо определить конституирующие признаки самой «услуги» и специфику именно медицинской услуги.

Из содержания статьи 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь следует, что услуга представляет собой определенные действия или определенную деятельность, осуществляемую исполнителем по заданию заказчика. Данные действия или деятельность направлены на достижение определенной цели. В специальной литературе распространена точка зрения, что услуга не производит овеществлённого результата и не существует после завершения деятельности услугодателя, в противном случае возникшие отношения опосредуются обязательствами по оказанию услуг [5, с.44].

Наличие или отсутствие результата не влияет на решение вопроса об ответственности услугодателя. Квалифицирующим фактором является выполнение услугодателем добросовестно всех необходимых действий, для достижения обусловленной заказчиком цели [6, с.540].

Деятельность услугодателя, по общему правилу, не воплощается в овеществленном результате. В то же время услуга может иметь материальный (овеществленный) результат, но дачный результат в отличие от обязательств по производству работ, не может существовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, именно в гой форме и в том функциональном назначении, в котором он существовал для первоначального услугополучателя.

Понятие медицинской услуги не раскрывается ни в одном нормативном правовом акте, но можно определить основные черты. Во-первых, медицинская услуга – это деятельность, которую могут осуществлять не все лица. При её оказании законом определяются повышенные требования к квалификации исполнителя. На этом основывается подтверждающий дееспособность соответствующих лиц порядок выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности субъекту хозяйствования. Таким образом, медицинская услуга – профессиональная деятельность или совокупность профессиональных действий. Во-вторых, деятельность должна осуществляться для достижения определённой цели. Медицинская деятельность основывается на объективной потребности людей в сохранении и воспроизводстве своего телесного существования и когда лицо субъективно ощущает страдания, вызванные нарушением нормальных жизненных процессов. В-третьих, по общему правилу медицинская услуга не имеет овеществлённого результата. В то же время она может быть сопряжена с созданием материального компонента [7, с.228].

Предмет регулирования законодательства в области здравоохранения связан со следующей цепочкой терминов: «медицинская помощь» - «лечение» - «медицинская услуга» - «медицинское вмешательство». Определения этих терминов и их взаимосвязь не безупречны. В частности, категория «медицинская помощь» определяется через термин «медицинская услуга». Между тем медпомощь оказывается как в рамках медуслуги, так и вне её, поэтому категория медпомощи шире понятия медуслуги. Медпомощь в рамках медуслуги оказывается в обстоятельствах обоснованного риска. Возникновение состояния крайней необходимости выводит оказание медпомощи за рамки медуслуги: это действия в чужом интересе без поручения (например, при оказании первой помощи). Оплате подлежит медуслуга, а не медпомощь. [2, с.26]

К сожалению, Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» не разделяет медицинские и сервисные услуги. Последние имеют место при стационарном лечении, когда пациент получает определённый комплекс услуг (постельные принадлежности, питание и т.п.), сходных с гостиничными услугами. В соответствии со ст. 41 Закона пациент имеет право на «пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства». К сожалению, данная норма остаётся декларативной и не имеет своего обеспечительного механизма.

У государства имеется стремление признать медицинскими услугами действия, не связанные с медицинской помощью. Например, в перечне платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» названы:

· косметологические услуги;

· услуги пластических хирургов;

· услуги солярия;

· разработка индивидуальных диет по желанию граждан при отсутствии медицинских показаний. [6, с.27]

Постановлением Совета Министров от 10.02.2009 № 182 утвержден перечень из 48 платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения порядок их оказания. Среди услуг, включенных в перечень:

· пластическая хирургия (за исключением операций, выполняемых по медицинским показаниям);

· косметологические услуги;

· многочисленные нетрадиционные методы диагностики и лечения;

· семейная психотерапия;

· все виды профилактических осмотров;

· предоставление медико-социальной помощи в стационарах;

· консультации врачей-специалистов, в т.ч. сотрудников кафедр;

· бальнеологические, грязеводотеплопроцедуры, спелеотерапия, галотерапия (наземная спелеотерапия), массаж, пневмомассаж, гидроаэробика, баротерапия (гипо- и гипербарическая оксигенация), услуги солярия, выполняемые по желанию граждан;

· коррекция зрения с помощью контактных линз;

· избавление от табакозависимости и тревожных расстройств.

· постановка и извлечение внутриматочной спирали, кроме социальных показаний.

· стерилизация хирургическая по желанию граждан.

· инсеминация спермой донора, экстракорпоральное оплодотворение при использовании вспомогательных репродуктивных технологий, консервация спермы и т.д. [8]

Согласно документу платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медпомощи и оказываются гражданам Беларуси госучреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг, за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно. В договоре с заказчиком должны определяться объем и стоимость услуги, сроки ее оказания, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон по договору.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» регулирует наряду соотношениями, возникающими по возмещению ущерба при оказании бытовых услуг и при реализации товаров, ещё и отношения, возникающие по возмещению ущерба, причинённого здоровью при оказании медицинской помощи. В действующем законодательстве медицинская помощь рассматривается как разновидность услуг, где пациент выступает в качестве потребителя медицинских услуг, а учреждение здравоохранения – в качестве исполнителя. Таким образом, регулирования вышеназванных отношений Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» приравнивает медицинских работников к работникам бытовых услуг, а лечение к бытовому подряду. Но, если обувь можно заменить, платье перекроить, то заменит орган, улучшить неподдающееся восстановлению здоровье невозможно.

Кроме того, медицинские услуги и бытовые услуги различны по своей природе. Медицинская услуга ориентирована на особое благо – здоровье и представляет собой разновидность профессиональных услуг. В профессиональном плане стороны представляют врач (учреждение здравоохранения) и пациент. К медицинским услугам, не имеющим материального результата (за исключением протезирования, лечения зубов), не могут быть применены положения о гарантийном сроке, сроке годности, о сроках обнаружения недостатков. В связи с этим, при оказании платных, так и бесплатных медицинских услуг отсутствует акт сдачи работ исполнителем (врачом). В данном случае в обязанности исполнителя входит совершение определённых действий или осуществление определённой деятельности. То, что медицинские услуги носят нематериальный характер, подтверждается тем, что их невозможно увидеть, продемонстрировать, попробовать, хранить, упаковать. Такие свойства медицинских услуг вызывают проблему как у потребителя (пациента), так и у исполнителя (врача). Потребитель (пациент) должен верить на слова исполнителю (врачу). Кроме того, результат медицинской услуги не всегда обнаруживается по её завершении. Момент завершения медицинской услуги может быть отделён от наступления её результата неким прогнозируемым или предполагаемым в общепринятой практике промежутком времени. Это период реабилитации, на протяжении которого эффект проведенного лечебного действия нивелируется эффектом полученной при его осуществлении травмы, что не позволяет говорить о надлежащем результате медицинской услуги. [1, с.84]