Смекни!
smekni.com

Операторы ввода и вывода в языке программирования Си (стр. 2 из 3)

}

В результате работы программы вначале на экране появится текст:

Введите строку символов,

после чего следует ввести какую-либо строку символов. Эта информация при помощи оператора gets будет присвоена элементам символьного массива q. Оператор puts выведет строку символов.

1.4 Операторы и выражения

Выражения широко используются в программах на языке СИ и представляют собой формулы для вычисления переменных. Они состоят из операндов (переменные, константы и др.), соединенных знаками операций (сложение, вычитание, умножение и др.). Порядок выполнения при вычислении значения выражения определяется их приоритетами и может регулироваться с помощью круглых скобок. Наиболее часто арифметические выражения используются в операторе присваивания. Этот оператор заменяет значение переменной в левой части оператора на значение выражения, стоящего в правой части, и имеет следующую форму:

переменная = выражение;

В языке СИ может быть использован модификатор const, запрещающий какие бы то ни было переопределения константы: ее уменьшение, увеличение и т.п. Модификатор const, используемый отдельно, эквивалентен const int. Приведем примеры:

const float a=3.5;

const j=47;

В таблице 1 приведены арифметические операции, используемые в языке СИ.


Таблица 1

Знак операции Выполнение действия
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление
% Деление по модулю

Результатом деления по модулю является остаток от деления. Например, если b=5, c=2, то при выполнении операции

а=b%c,

переменная а получит значение 1.

Широкое распространение находят также выражения с еще одной нетрадиционной терпарной операцией ?: . В выражении

у=х?а:b,

у=а, если х не равно нулю, и у=b, если х равно нулю. Следующее выражение

у=(а>b)?a:b;

позволяет присвоить переменной y значение большей переменной (а или b), т.е. y=max(a,b).

В таблице 2 приведены некоторые функции, применяемые при программировании на СИ.


Таблица 2

Математическая запись Запись на языке СИ
| X | int abs(int X)
| X | float fabs(float X)
arccos X double acos(double X)
arcsin X double asin(double X)
arctg X double atan(double X)
cos X double cos(double X)
sin X double sin(double X)
tg X double tan(double X)
eX double exp(double X)
ln X double log(double X)
log X double log10(double X)
√X double sqrt(double X)
XY double pow(double X, double Y)

Перед аргументом и функцией указан допустимый тип (при программировании эта запись типа опускается).

В программах на языке СИ важная роль отводится комментариям, которые повышают наглядность и удобство чтения программ. Они могут быть записаны в любом месте программы и обрамляются символами /* и */.

Рассмотрим пример программы на языке СИ.


Требуется вычислить:

Для работы с математическими функциями необходимо перед функцией main поместить строку:

#include <math.h>

Программа на СИ имеет вид:

#include <stdio.h>

#include <math.h>

main()

{

float z,f,k; /*объявление вещественных переменных z,f,k*/

double y,a,b,c,d,x; /*объявление переменных y,a,b,c,d,x переменными двойной точности*/

scanf(“%f %f %f %lf %lf”, &z, &f, &k, &d, &x); /* ввод с клавиатуры переменных z,f,k,d,x*/

a=log(x)+(z+f)/k;

b=sin(x)+tan(x);

c=pow(d+exp(x),1./5);

y=(a+b)/c;

printf(“%lf %lf %ef %lf”, a, b, c, y); /*вывод на экран значений переменных a,b,c,y*/

}

Следует обратить внимание на то, что при вычислении переменной с, выражение, стоящее в правой части, представлено как 5√(d+ex), поэтому применена функция pow. Еще одно замечание. Следует осторожно подходить к делению целых чисел. Если оба операнда целые, то результат тоже будет целым, а дробная часть отбрасывается. таким образом, при выполнении операции 1/5, результат будет равен нулю. Для того чтобы сохранить дробную часть, хотя бы один из операндов должен быть вещественным. Это условие выполнено при вычислении 1./5 .

Из таблицы 3 взять задание по варианту и написать программу для вычисления выражения на языке СИ.

Таблица 3

№ варианта Задание Исходные данные
1

x = 4,5

y = 8,5

i = 3

j = 6

2

n = 10,2

x = 4,3

i = 5

m = 2

3

m = 8,1

w = 4,2

x = 10

y = 4

4

t = 4,7

z = 0,8

p = 6,2

k = – 4

m = 6

5

t = 4,1

p = 3,2

w = 8,7

j = 3

i = 7

6

x = 5,7

y = 1,9

k = 8

m = 2

7

m = 5,6

n = 9,4

i = 4

j = 9

8

q = 1,7

p = 2,3

i = 9

j = 4

9

n = 2,6

m = 3,7

p = 6

k = 2

10

t = 1,1