Что касается расторжения мирового соглашения в отношении отдельного кредитора, то действующий Закон не содержит нормы, аналогичной п. 2 ст. 129 Закона 1998 г. Следовательно, теперь такое возможно только в отношении всех кредиторов.
Законом, как указывалось выше, предусматриваются два основания для расторжения мирового соглашения: существенное нарушение его условий или неисполнение. Вместе с тем, как и в отношении любого другого договора, при исполнении мирового соглашения могут возникнуть сложности в связи с существенным изменением тех обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. В таких случаях ст. 451 ГК предусматривает право заинтересованной стороны требовать в судебном порядке изменения или расторжения договора. Представляется, что существенное изменение обстоятельств должно признаваться в качестве основания для заявления в судебном порядке требования о расторжении соглашения.
Мировое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке только по решению суда; односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается. Данное правило императивно и не может быть изменено соглашением сторон.
Основным последствием расторжения мирового соглашения судом в отношении всех кредиторов как санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение мирового соглашения в соответствии со ст. 166 Закона является возобновление производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры банкротства по новому делу о несостоятельности.
В случае расторжения мирового соглашения при наличии нового дела о банкротстве конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были урегулированы мировым соглашением, вправе заявить свои требования к должнику в новом деле о банкротстве. Требования, удовлетворенные в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются.
Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по общему правилу не влечет обязанность конкурсных кредиторов и уполномоченных органов возвратить должнику все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения. Такая обязанность возникает лишь в случаях, когда конкурсные кредиторы и уполномоченные органы знали или должны были знать о том, что удовлетворение их требований произведено с нарушением прав и законных интересов иных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Не подлежат возвращению также суммы, выплаченные кредиторам первой и второй очереди.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» порядок и последствия пересмотра определений об утверждении мировых соглашений, а также основания и последствия расторжения мировых соглашений устанавливаются Законом независимо от того, что соответствующие мировые соглашения утверждались в условиях действия Федерального закона 1998 г.
В п. 4 ст. 156 Закона содержится положение о праве конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа, голосовавших за мировое соглашение, а также учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, а должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств. К лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора.
Возможность исполнения гражданско-правовых обязательств должника третьим лицом и обязанность должника принять такое исполнение вытекают из ст. 313 ГК. Поскольку обязательства перед конкурсными кредиторами при банкротстве носят денежный характер, они могут в принципе быть исполнены третьим лицом. Определенные особенности имеет уплата обязательных платежей. Поскольку они должны производиться должником, правило предписывает ему использовать предоставленные средства только на соответствующие цели. Особенность и в том, что указанные средства считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.
Заключение
Исторические памятники русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной ситуации. С учетом зрения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.
Проанализировав систему источников, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующий вывод:
- законодательство о несостоятельности носит материальный и процессуальный характер, входя в систему и частного, и публичного права;
- большей частью нормы о несостоятельности находятся в гражданском материальном и арбитражном процессуальном праве;
- основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.
Таким образом, анализ источников права показывает, что законодательство о несостоятельности объединяет в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности – гражданского, административного, процессуального и иного законодательства
Новый Федеральный закон олицетворяет третий этап развития правового регулирования отношений, связанный с банкротством организаций и граждан. Он может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году. Ему присущи детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства о одновременным концептуальным изменении в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. Значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.
По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.
По моему мнению, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий – «несостоятельность» и «банкротство».
Статью 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложить в следующей редакции:
«Несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность»;
а также дополнить вышеуказанный пункт:
«Банкротство – это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность должника, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации» - далее статья излагается по тексту.
Также в данной работе мы рассмотрели и подчеркнули социальный аспект необходимости введения института банкротства граждан. Ведь освобождение от обязательств не только справедливо и человечно по отношению к самому должнику, но и представляет государственный интерес: не оставлять навсегда должника в рабской зависимости из-за его долгов, а восстанавливать его активность в социальной и экономической жизни.
Проанализировав мнения ученых и принимая во внимание особенности современного периода развития законодательства, мы выявили аргументы в пользу исключения указания минимальной суммы задолженности из условий принятия заявления и оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве должника-гражданина
На мой взгляд, минимальный размер задолженности, необходимый для возбуждения дела о банкротстве гражданина, не являющего индивидуальным предпринимателем, должен быть исключен как условие принятия заявления о признании должника-гражданина банкротом (ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и возбуждения дела о банкротстве (ст. 6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Следовательно, п.2. статьи 6. «Рассмотрение дел о банкротстве» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.