проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров Госторгинспекции.
Для осуществления своих функций Госторгинспекция вправе:
осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества; требовать у продавца, изготовителя сертификат на реализуемые товары и проверять его соответствие требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту; получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров и другие необходимые материалы;
составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, исполнителем предписания.
Это могут быть предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров; о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции.
Кроме того, госторгинспекция вправе передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей; выступать стороной в органах суда и арбитражного суда; выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
Управления и территориальные управления Госторгинспекции являются юридическими лицами, то есть самостоятельными участниками гражданско-правовых (имущественных и связанных с ними личных неимущественных) отношений.
Управление Госторгинспекции возглавляет начальник - заместитель председателя Комитета РФ по торговле. Начальники территориальных управлений Госторгинспекции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности председателем Комитета РФ по торговле по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
Особенности деятельности каждого из территориальных управлений Госторгинспекции обусловлены спецификой развития регионов, в которых они действуют. Поскольку Управление Госторгинспекции является одним из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), на него распространяются соответствующие положения Закона РФ "О защите прав потребителей".
Госторгинспекция - это один из органов реально помогающих потребителю защитить свои права. Если Вас обманули в магазине, продали прокисшее молоко или плохо пахнущую колбасу, лучше всего обратиться в торговую инспекцию. Представители торгинспекции по вашей жалобе проведут проверку деятельности магазина, нарушившего Ваши права и заставят нарушителя возместить Вам ущерб.
Принципы гражданского процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которые включаются гарантии реализации на практике общих правовых предписаний [1, с.66].
Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы, лозунги.
Поскольку принципы гражданского процессуального права осуществляются в процессуальной деятельности, то они являются не только принципами права, но и принципами гражданского процесса, то есть деятельности.
Возникнув на основе новых взглядов на роль и значение судебной власти в обществе как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, принципы становятся важными предпосылками дальнейшего развития и совершенствования гражданского процессуального законодательства в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту судами прав граждан и организаций [1, с.66].
В познавательных целях в юридической науке принято выявлять состав принципов каждой отрасли права, в том числе гражданского процессуального права.
Термин "состав" употребляется для обозначения перечня, набора предметов, явлений. В науке гражданского процессуального права этим термином обозначаются присущая для гражданского процесса совокупность всех принципов, их количественный объем, перечисление.
Анализ действующего законодательства, а именно Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ 2002 г., позволяет выделить следующий состав принципов гражданского процессуального права: принцип назначаемости судей; принцип отправления правосудия только судом (п.1 ст.118 Конституции); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (п.1 ст.120 Конституции РФ); принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; принцип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип государственного языка судопроизводства; принцип непрерывности.
Принципы любой отрасли права, в том числе гражданского процессуального, тесно взаимосвязаны и образуют одну логико-правовую систему. Только взятые вместе в качестве системы, они характеризуют гражданское процессуальное право как фундаментальную отрасль права и определяют публичный характер гражданского судопроизводства, построенного на началах, прежде всего, законности, состязательности и диспозитивности.
Нарушение одного принципа, например непосредственности исследования доказательств, приводит, как правило, к нарушению другого принципа - законности или всей системы принципов.
Одни принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других. Так, принцип государственного языка судопроизводства - гарантия всех других принципов процесса, в частности принципов законности, устности [5, с.72].
Под классификацией принципов понимается деление их состава на отдельные группы по какому-либо признаку, называемому основанием классификации принципов гражданского процесса [5, с.73].
В теории процессуальных отраслей права (гражданского, арбитражного) принципы принято классифицировать по такому основанию, как объект правового регулирования.
По этому признаку (основанию) весь состав принципов гражданского процессуального права делится на две большие группы: принципы организационно-функциональные, то есть определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса.
Эти две группы принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот же принцип выступает и как организационно-функциональный, и как функциональный.
В связи с этим верным является утверждение В.М. Савицкого, что нет принципов только организационных или только функциональных. Деление принципов на две группы до некоторой степени условно.
Производственный кооператив передал, обслуживающему банку А платежное поручение в счет предоплаты строительных материалов ОАО 70 тыс. рублей.
Работник банка А ошибочно перечислили эти деньги ОАО "Строймаш". Узнав об этом, производственный кооператив сообщил банку А об этом.
Что понимается под обязательствами необоснованного обогащения?
Возникают ли между производственным кооперативом и ОАО "Строймаш" обязательства? Какие?
Какие действия можно предпринять производственному кооперативу, если 70.000 не будут ему своевременно возвращены?
Можно ли привлечь к ответственности банк А? Если да, то как именно?
Решение:
Обязательство из неосновательного обогащения, в настоящее время в том или ином виде известное практически всем развитым правопорядкам континентальной Европы, является результатом заимствования из римского права института condictio (лат. condictio - получение). В результате развития взглядов римских юристов на condictio sine causa к этой категории стали относиться ошибочный платеж долга, в действительности не существующего (condictio indebiti); передача истцом ответчику определенной суммы денег или движимой вещи для достижения какой-либо цели, невозможность достижения которой существовала изначально или возникла впоследствии (например, передача денег в качестве приданого при несостоявшейся впоследствии женитьбе, получение наследства по подложному завещанию). Во всех приведенных случаях получатель имущества не мог возражать против изъятия у него приобретенного имущества ввиду отсутствия основания (sine causa) по иску condictio. Различные типы и виды condictio, классифицированные в Дигестах Юстиниана, а также конструкция общей condictio sine causa послужили основой для создания норм об обязательствах из неосновательного обогащения.