несколько процессорных элементов).
TV-преобразователи необходимы в связи с тем, что в телевидении используется только динамическая видеоинформация. Поскольку зрение человека обладает определенной инерционностью, передаваемое изображение не обязательно должно быть непрерывным, так же, как и в ЭВМ, оно может состоять из отдельных кадров, сменяющих друг друга не реже 16 раз в секунду (в телевизионном стандарте - 25 кадров в сек.). Воспринимается такое изображение, как непрерывное. Но поскольку телевизионное изображение для долгого хранения не предназначено, в телевизорах отсутствует видеопамять. Принимаемый сигнал направляется непосредственно на электронно- лучевую трубку, высвечивая необходимые точки экрана.
4 Классификация программного обеспечения систем мультимедиа: системное, профессиональное, функциональное программное обеспечение, преобразователи мультимедийной информации.
I. Системное ПО
1. Мультимедийные ОС – это ОС, предназначенные для работы с разными видами информации.
2. Мультимедиа-интерфейсы служат для облегчения процесса общения человека с ЭВМ.
o Графический
o Речевой
o Мимический
o Естественноязыковый (ЕЯ)
o Псевдо ЕЯ-интерфейс
3. Стандартное мультимедийное ПО ОС:
o Фонограф
o Универсальный проигрыватель
o Микшер
o Регулятор записи, громкости и баланса
o Презентационное ПО
II. Профессиональное ПО
· Настольные издательские системы
· Графические ПС
· Аудио ПС
· ПО видеомонтажа
· ПО для создания обучающих систем и тренажёров
· Компьютерный диктофон
· Программы-переводчики
· Системы психологического тестирования
III. Функциональное ПО
· Программные комплексы для конструирования шрифтов
· Архиваторы
· Распознающие системы
· ПО для создания гипертекстов
· Демонстрационные программы
· Тестирующие программы
· ПС для обеспечения безопасности
· Детекторы (определяют)
· Фаги (удаляют)
· Мониторы (наблюдают)
· Анализаторы
· Средства для идентификации работающего
IV. Преобразователи информации
· АЦП
· ЦАП
· Конвертеры
· Системы сжатиявосстановления
5 Обработка текста на ЭВМ. Способы вывода текста: скроллинг, кадры, анимация, звук. Способы работы с текстом: пассивный, интерактивный.
Текст – последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение.
Формальная структура.
На форму оказывают влияние:
· Способ вывода текста:
o Скроллинг
o покадровый вывод
o анимация
o звук
· Способы работы с текстом
o Пассивный – допускается только чтение или восприятие анимации и звука
o Интерактивный – допускается возможность выбора вида выводимой информации
o Живое общение – выполняется с помощью клавиатуры и экрана
· Стиль оформления и его соответствие содержанию
· Компоновка текста
o Пропорциональность
o Уравновешенность
Общие рекомендации по проектированию:
1. Цель – приносить пользу
2. Зоны. Информация различных типов должна быть размещена в разных зонах
3. Классы. Выводимую на экран информацию необходимо разбивать на классы, отводя каждому классу свою зону кадра:
· Заголовок (середина верхней строки)
· Область данных (средняя часть экрана)
· Область ввода (любая часть кадра)
· Область управления (любая часть кадра – наименее информативная)
· Область сообщений (любая часть кадра)
4. Цвета и изобразительные средства.
6 Стили оформления электронного текста. Компоновка текста на экране: пропорциональность, уравновешенность, симметрия. Геометрические способы определения зон экрана.
Стиль – это общность образной системы, выразительных средств и элементов оформления.
· Академический стиль – стиль научного отчёта и деловой стиль
· Газетный
· Художественный
· Телеграфный (короткие рубленые фразы)
· Рекламный (обязательные элементы – уникальное торговое предложение, слоган)
· Молодёжный (содержащий специфический сленг)
· Детский
Компоновка текста. Компоновка затрагивает такие понятия как информативность, уравновешенность, пропорциональность, гармония.
На компоновку влияют:
· Размер страницы и её ориентация
· Место размещения текста на странице, которое в свою очередь зависит от полей, длины строки, межстрочного интервала, количества строк на странице, размер шрифта и т.д.
Леонардо-да-Винчи разработал способ геометрического построения границ наиболее информативной зоны художественного полотна.
Существует ещё один способ разметки экрана. По вертикали и по горизонтали экран разбивается на 9 частей. 6/9 экрана информативны, 2/9 по горизонтали и 3/9 по вертикали отводится под поля.
Уравновешенность экрана – мысленно проверяется относительно его геометрического центра.
Симметричность – относительно вертикальной оси, проходящей через геометрический центр.
7 Обработка звука на ЭВМ. Аналоговый и цифровой сигналы. Характеристики оцифровки аналогового сигнала. Звуковая плата: состав, назначение и основные характеристики.
Существуют две технологии записи и воспроизведения звука: аналоговая и цифровая. Известные всем бытовые магнитофоны и проигрыватели долгоиграющих пластинок ориентированы на аналоговую технологию. Запись и воспроизведение звука в компьютере и проигрывателях CD (лазерных дисках) основаны на цифровой технологии.
Звук - набор волн, вызванных колебанием физических устройств (струн, мембран). Для того чтобы ввести звук в компьютер, его надо преобразовать в цифровой вид. При преобразовании звука измеряется поступающий сигнал с регулярными интервалами и ему присваиваются цифровые значения 1 или 0. Частота измерений называется скоростью выборки.
Для преобразования аналоговых данных в цифровые используется аналого-цифровой преобразователь АЦП (ADC Analog-to-Digital Converter). Для воспроизведения звука необходим цифро-аналоговый преобразователь ЦАП (DAC -- Digital-to-Analog Converter). Звуковые данные могут храниться в файлах следующих форматов:
формат WAV -- звук, оцифрованный с помощью АЦП и
записанный в виде файла с расширением .wav;
формат MIDI (Music Instrument Digital Interface) — цифровой интерфейс музыкальных инструментов. В отличие от WAV-
файлов, которые хранят цифровое представление звуковых волн,
MIDI-файлы хранят только описание звука
Звуковые платы, поддерживающие MIDI-формат, имеют встроенные синтезаторы.
При преобразовании звука в цифровой вид измеряется поступающий сигнал с регулярными интервалами и присваивает цифровые значения уровню звука 1 или 0. Частота измерений называется скоростью выборки.
Звук в компьютер можно ввести с микрофона или с любого аудиоустройства, например с магнитофона.
История звукозаписи, особенно компьютерной, свидетельствует о многоплановости влияния процессов совершенствования аудиотехнологий на культуру общества и отдельного индивида.
Благодаря деятельности организацие Moving Picture Experts Group (MPEG) в 1992 г. появился стандарт MPEG-1, который определяет три уровня кодирования аудио.
MPEG-2 представляет собой стандарт кодирования мультимедиа. Технология MPEG Audio Layer III разработана в Германии Институтом Фраунгофера совместно с Эрлангенским университетом при поддержке фирмы Thomson в 1996 г. (215). Формат MPEG-3 разработан специально для сети Интернет.
В настоящее время идет доработка стандарта МР4 и ряда других форматов, обладающих еще более высокими показателями качества воспроизведения и записи звука.
8 Разновидности компьютерной графики: пиксельная, векторная, штриховая, контурная, фрактальная, когнитивная. Псевдографика.
Векторная графика представляет изображение как набор примитивов. Обычно в качестве них выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также как общий случай, сплайны некоторого порядка. Объектам присваиваются некоторые атрибуты, например, толщина линий, цвет заполнения. Рисунок хранится как набор координат, векторов и других чисел, характеризующих набор примитивов. При воспроизведении перекрывающихся объектов имеет значение их порядок.
Изображение в векторном формате даёт простор для редактирования. Изображение может без потерь масштабироваться, поворачиваться, деформироваться, также имитация трёхмерности в векторной графике проще, чем в растровой. Дело в том, что каждое такое преобразование фактически выполняется так: старое изображение (или фрагмент) стирается, и вместо него строится новое. Математическое описание векторного рисунка остаётся прежним, изменяются только значения некоторых переменных, например, коэффициентов. При преобразовании растровой картинки исходными данными является только описание набора пикселей, поэтому возникает проблема замены меньшего числа пикселей на большее (при увеличении), или большего на меньшее (при уменьшении). Простейшим способом является замена одного пикселя несколькими того же цвета (метод копирования ближайшего пикселя: Nearest Neighbour). Более совершенные методы используют алгоритмы интерполяции, при которых новые пиксели получают некоторый цвет, код которого вычисляется на основе кодов цветов соседних пикселей. Подобным образом выполняется масштабирование в программе Adobe Photoshop (билинейная и бикубическая интерполяция).
Вместе с тем, не всякое изображение можно представить как набор из примитивов. Такой способ представления хорош для схем, используется для масштабируемых шрифтов, деловой графики, очень широко используется для создания мультфильмов и просто роликов разного содержания.
Растровая графика (Raster drawing)
Точечная или растровая графика исторически стала применяться гораздо раньше векторной. К ней можно отнести художественные изображения мозаичного типа: смальта, мозаика и даже вышивка. Таким образом, к растровой графике относят изображения, полученные из мельчайших отдельных элементов, каждый из которых неделим и характеризуется постоянством тона на всем своем протяжении. Такие элементы принято называть пикселами. Каждый пиксел формально независим от соседних, т. е. может иметь различные характеристики: яркость, цветовой тон, насыщенность цвета и прочее.