Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование отношений, вытекающих из агентского договора (стр. 2 из 10)

Другим фактором, оказавшим влияние на появление в российском законодательстве агентского договора, является активизация отноше­ний по внешней торговле. Будучи широко представлены в экономике западных стран, агентские отношения стали получать распространение и в практике российских предприятий с участием иностранных инве­стиций, а также иных предприятий, непосредственно реализующих свои товары и услуги на внешнем рынке. Например, судоходные, транспортные, страховые компании, осуществляющие свою деятель­ность во многих странах, не могут не прибегать к услугам посредников, которые, как правило, оформляются агентским договором.

Понимая важность регулирования агентских отношений, Советом Европейского Экономического Сообщества была принята Директива № 86/635 от 18 декабря 1986 года о координации законодательств государств — членов ЕЭС по вопросу о независимых торговых агентах1, направленная на унификацию законодательства стран, входящих в Европейское Сообщество. Поскольку большая часть внешнеторговых операций российских предпринимателей приходится на отношения с участием стран ЕС, при заключении агентских договоров необходимо учитывать и нормы Директивы Совета ЕС.

Как уже отмечалось, в действующем российском законодательстве агентский договор занимает самостоятельное место наряду с договора­ми поручения и комиссии, не совпадая ни с одним из них. Все названные договоры имеют своим предметом оказание посреднических нематериальных услуг, что их и объединяет. Отличия этих договоров обусловлены как сферой их применения, так и содержанием прав и обязанностей сторон.

Агентский договор определен в законе как такой договор, по кото­рому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала1

Из определения следует, что агентский договор является консенсуальным, возмездным, взаимным.

Стороны в агентском договоре именуются агент и принципал. В качествен принципала, и агента может выступать любой субъект гражданского права, обладающий дееспособностью. Хотя деятельность агента в большинстве случаев связана с осуществлением предпринимательства, закон не содержит жесткой привязки агента к статусу предпринимателя. Напротив, вполне допустимо заключение агентского договора и вне сферы предпринимательской деятельности (например, агентский договор между гражданами для поиска контрагента и заключения договора на аренду автомобиля). Требования, установленные законом по лицензированию отдельных видов деятельности, применяются и к агентированию, поскольку в положении о лицензировании могут употребляться наименования не отдельных договоров, а более общие термины, например «посредник».

Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг Никаких ограничений по роду и характеру действий, совершаемых агентом, законом не предусмотрено, что позволяет принципалу поручать агенту осуществление любых действий. схожие черты с договором комиссии) либо от имени и за счет принци­пала (в этом случае он приближается к договору поручения).

В качестве агента в гражданском обороте выступают как физичес­кие, так и юридические лица. Кодекс не содержит на этот счет ника­ких ограничений. Однако, поскольку агентирование чаще всего явля­ется одним из видов предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК), заключение агентских договоров не может осуществляться физически­ми лицами - государственными служащими и теми юридическими ли­цами, уставы которых исключают представительские функции или же вообще не предусматривают права осуществления предпринимательс­кой деятельности.

Для осуществления агентской деятельности лицо должно обладать полной дееспособностью, в противном случае оно не сможет совершать юридические действия, связанные с предпринимательством.

При совершении агентом действий права и обязанности могут воз­никнуть как у агента, так и у принципала. Определяющим здесь явля­ется то, от чьего имени выступает агент: если он действует от своего имени, он приобретает права и обязанности, если же он действует от имени принципала, права и обязанности возникают у принципала.

При разграничении договоров поручения и комиссии в качестве одного из основных разграничительных признаков используется самый факт возникновения отношений представительства. Действуя от соб­ственного имени, комиссионер не является представителем комитента; поверенный же, действуя от имени доверителя, выступает как его представитель. Указанный признак для отграничения договоров пору­чения и комиссии от агентского договора неприменим, поскольку агент может выступать как от имени принципала, так и от собственного имени. При этом выбор, от чьего имени агент будет совершать соот­ветствующие действия, зависит от соглашения сторон, а если это не определено, то от усмотрения агента. Главным же фактором, подчер­кивающим посреднические функции агента, служит совершение им действий за счет принципала.

Агентский договор применяется в более широкой сфере отноше­ний, нежели комиссия и поручение. Объясняется это тем, что предме­том агентского договора могут быть не только действия, влекущие юридические последствия, но и иные действия, которые таких послед­ствий не вызывают. Предметом агентского договора могут быть как действия сделочного типа, так и действия, не являющиеся таковыми, с которыми, однако, также связаны те или иные правовые последствия. Предметом агентского договора могут быть и такие действия, которые правовых последствий вообще не вызывают. Таковы, например, дейст­вия по рекламе товара или услуг, которые никакого отклика со стороны покупателей могут и не вызвать. Такие действия иногда называют фактическими1. Агентские отношения — это отношения по оказа­нию любых посреднических услуг, в том числе имеющих комплекс­ный характер. Отношения, охватываемые договором поручения и комиссии, не облекаются в правовую форму агентского договора, поскольку они специально урегулированы законом. Например, агент принимает на себя обязанность по реализации и продвижению товаров на рынке, его рекламированию и т.д., осуществляемую от собственного имени, а не от имени изготовителя товара. Лица, обслуживающие различного рода творческие исполнительские отно­шения, например, антрепренеры, импресарио, патентные поверен­ные действуют, как правило, на основании агентских договоров. Если же действия импресарио можно свести исключительно к совершению сделок от собственного имени, то независимо от наи­менования сторон такой договор следует квалифицировать как до­говор комиссии. Таким образом, из предмета агентского договора должны быть исключены такие отношения, содержание которых полностью охватывается договорами поручения или комиссии.

Отличительным признаком агентского договора является также его длящийся, по сравнению с поручением и комиссией, характер, ибо агент обязуется совершать определенные действия, т.е. подразумева­ются многократно повторяющиеся длящиеся действия агента.

При урегулировании агентского договора законодатель исполь­зовал юридико-технический прием, позволяющий применять к это­му договору нормы о договоре поручения или комиссии 1в зависимости от того, как действует агент — от собственного имени или от имени принципала, при условии, что нормы о договоре комиссии и поручения не противоречат положениям главы 52 ГК и существу заключенного агенте кого договора (ст. 1011 ГК)2. Использо­вание такого приема, с одной стороны, экономит нормативный мате­риал, с другой, оставляет больше возможностей для включения сторонами в договор новых условий, еще не отраженных в законода­тельстве3.

Агентский договор может порождать особую форму представи­тельства, не оформляемую доверенностью, поскольку закон не предус­матривает обязанности принципала выдать агенту доверенность. Напротив, п. 2 ст. 1005 ГК4 рассчитан на ситуацию, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, определены общие пол­номочия агента на совершение сделок от имени принципала. В этом случае принципал не вправе ссыпаться в отношениях с третьими лицами на отсутствие у агента надлежащих полномочий. Таким обра­зом, законом презюмируется, что для совершения действий от имени принципала агенту достаточно иметь заключенный в письменной фор­ме агентский договор, в котором предусмотрено, что агент вправе действовать от имени принципала.

Отсутствие доверенности может приводить к отождествлению аген­тских и трудовых отношений. Действительно, агент юридического лица и в части полномочии, и в порядке получения вознаграждения может восприниматься как работник принципала. Трудовые и агентские от­ношения разграничиваются по тем же основаниям, что трудовые и подрядные отношения. Внешне они проявляются в силу чисто фор­мальных признаков: заключен ли трудовой контракт, включен ли работник в состав трудового коллектива, имеется ли запись в трудовой книжке и т.п.

Следует иметь в виду, что агент всегда хозяйственно самостоятелен, всегда выступает как самостоятельный субъект гражданского оборота, независимо от того, действует ли он от собственного имени или от имени принципала. При этом, как бы ни выступал агент в отношениях с третьими лицами, экономический результат совершенных агентом сделок всегда падает на принципала.

Закон не определяет конкретно форму агентского договора, т.е. пред­полагается, что он может заключаться как в устной, так и в письмен­ной форме. Представляется, что если договор заключен в устной фор­ме, то полномочия агента на совершение сделок носят общий характер и связывают принципала посредством действий, совершаемых агентом в пределах этих полномочий. Когда же договор заключается в пись­менной форме, то объем полномочий может быть неполным, т.е. пре­дусматривать определенные ограничения.