Смекни!
smekni.com

Проектирование и реализация информационно-поисковой системы с помощью CASE-средства DBDesigner (стр. 1 из 2)

Кафедра электронно-вычислительной аппаратуры

Лабораторная работа

На тему:

«Проектирование и реализация информационно-поисковой системы с помощью CASE-средства DBDesigner»

Москва 2009


Содержание:

Задание

Возможности программы DBDesigner

Основные этапы проектирования базы данных

Выполнение

1. Моделирование

1) Создание таблиц

2) Формирование отношений

2. Кодирование

3. Работа с базой данных

1) Установление соединения с базой данных на сервере

2) Синхронизация

4. SQL-запросы

Список использованных источников

Возможности программы DBDesigner

CASE-средства представляют собой программные средства, поддерживающие процессы создания или сопровождения информационных систем, такие как: анализ и формулировка требований, проектирование баз данных и приложений, генерация кода, тестирование, обеспечение качества, управление конфигурацией и проектом.

CASE-систему можно определить как набор CASE-средств, имеющих определенное функциональное предназначение и выполненных в рамках единого продукта.

DBDesigner – это свободно распространяемая CASE-система, предназначенная для проектирования, моделирования, создания и поддержки информационных систем. Программа может использоваться для Windows 2000/XP, LinuxKDE/Gnome и MySQL. DBDesigner позволяет:

· создавать модель проектируемой системы;

· преобразовывать модели системы в SQL-код, который можно использовать для создания базы данных с помощью DBDesigner или другого средства;

· проводить реинжиниринг – построение исходной модели программной системы путем исследования ее программных кодов. Эта функция очень удобна в случае, если необходимо разобраться уже существующей базе данных. Для проведения реинжиниринга следует выбрать в меню Database – ReversEngineering;

· создавать базу данных и автоматически вносить в нее изменения, используя соединение с сервером и синхронизацию;

· создавать SQL-запросы для внесения изменений и проведения операций над данными.


Пользовательский интерфейс программы:

Основные этапы проектирования базы данных

1. Описание предметной области. Определение цели создания базы данных.

2. Определение сущностей предметной области (таблиц), которые должна содержать база данных.

3. Определение атрибутов сущностей (необходимых в таблицах полей).

4. Построение инфологической модели. Определение связей между сущностями (таблицами).

Предметная область:

База данных содержит информацию о картинах в картинной галерее.

Инфологическая модель:


Картина (Код картины, Название, Автор, Год написания, Время поступления в галерею, Тип краски);

Направление (Название направления, Код направления, Страна);

Период (Название периода, Код периода, Начало периода, Конец периода);

Датологическая модель:

Здесь составим саму реляционную модель проектируемой БД: раскроем все связи между сущностями как связи между ключами. Для этого добавим в одну из связываемых сущностей дополнительный атрибут – первичный ключ из другой сущности. Причем добавление будем осуществлять в ту из этих сущностей, где не нарушится понятие ее первичного ключа.



Период
Картина Направление
Название периода Код картины Название направления
Код периода, Название Код направления
Начало периода Автор Страна
Конец периода Год написания
Время поступления в галерею
Тип краски
Название направления
Название периода

Картина (Код картины, Название, Автор, Год написания, Время поступления в галерею, Тип краски,Название направления, Название периода)

Направление (Название направления, Код направления, Страна);

Период (Название периода, Код периода, Начало периода, Конец периода);


Выполнение

Предметной областью разрабатываемой базы системы является информация о картинах, расположенных в галерее.

Информация о картинах включает в себя информацию о картине, о направлению в искусстве, к которому она принадлежит, и принадлежности к определённому периоду. Необходимо обеспечить возможность внесения, изменения или удаления данных в базе и проведение различных поисковых операций: поиск по автору, поиск по стране.

1. Моделирование

Модель – это визуальное представление структуры данных. Модель может включать в себя следующие объекты: таблицы и отношения, которые используются обязательно, и дополнительные (например, изображения, записи) – для обеспечения лучшего «понимания» структуры модели.

Для создания модели необходимо переключится в DesignMode, выбрав меню Display - DesignMode.

Пользовательский интерфейс делает создание модели базы данных очень легким.

DBDesigner 4 поддерживает Multible Document Interface(MDI), который позволяет открывать неограниченное число моделей одновременно. При работе, вы можете переключаться между моделями, копируя команды и объекты, чтобы обмениваться ими между моделями.


1) Создание таблиц

В левой части холста находится панель инструментов. Необходимо нажать на этой панели кнопку

и указать место на холсте, где будет располагаться новая сущность. Появится прямоугольное изображение пустой сущности. Чтобы задать атрибуты сущности, необходимо два раз щелкнуть на изображении сущности. В появившемся окне можно задать название сущности, а также атрибуты этой сущности.

Для отображения информации о картинах была создана сущность картина. Структура сущности картина показана на рисунке:

Флаг в поле NN означает, что содержимое данного поля не может быть нулевым (NotNull). Флаг в поле AI означает, что значение данного поля в каждой следующей строке увеличивается на 1 (AutoIncrement). Иконка

напротив имени атрибута означает, что этот атрибут является ключевым.

Были созданы еще две сущности: направление (napravlenie) и период (период)

2) Формирование отношений

Связь между сущностями определяет связь между будущими таблицами. Для этого необходимо поставить флаг напротив после всех полей в разделе параметры отношений и внешних ключей (раздел DefaultRelationSettings / ForeignKeysSettings) во вкладке редактирования модели (EditingOptions),

Между сущностями имеются следующие связи:

Картина –> принадлежит -> Направлению

Картина -> принадлежит -> Периоду

Здесь мы видим связь 1:M, так как одному периоду может соответствовать много картин, а одной картине соответствует только один период. Аналогично с направлением.

В программе связи задаются следующим образом.

Связь 1:1 задается с помощью кнопки

.

Связь 1:M задается с помощью кнопки

.

Связь M:M задается с помощью кнопки

.

Задать связь между сущностями можно, нажав на соответствующую кнопку и указав связываемые таблицы. После нажатия кнопки связи, надо нажать на первую таблицу, участвующую в связи, затем на другую. Внешние ключи будут автоматически добавлены, в сущности, соответственно связи.

Результат связывания сущностей показан на рисунке:


Двойным щелчком по изображению связь можно редактировать свойства связи, такие как название связи и тип связи.

Особенностью программы DBDesigner является то, что в процессе создания ER-диаграмм, отношения будет сформированы автоматически. Это очень удобно при проектировании, т.к. позволяет разработчику не запоминать правила формирования отношений для различных связей между таблицами, а получать все автоматически на основе анализа предметной области.

Связи между таблицами можно корректировать, используя «Редактор связей» (RelationEditor), вызываемый двойным щелчком мыши. В «Редакторе связей» можно задать имя связи, изменить ее тип и задать ограничения на данные таблицы при удалении и добавлении в нее данных.

2. Кодирование

DBDesigner позволяет преобразовывать полученную модель в код на языке SQL, который может быть использован для создания базы данных с помощью других средств, например, с помощью MySQL.

Для получения кода необходимо выбрать в меню File – Export – SQL Create Script. Откроется диалоговое окно, представленное на рисунке:

В основных настройках (GeneralSettings) можно назначить экспортировать в SQL код только выделенные таблицы или экспортировать все таблицы модели, также можно задать упорядочить таблицы по внешним ключам.