Рис. 5.
Использование паттерна Strategyпри выполнения операций.
Пользовательскую функцию представляет объект класса Subroutine, содержащий список операторов функции. Этот класс содержит вложенный класс Subroutine.Moment, соответствующий текущей позиции выполнения в функции; его методы позволяют передать управление на следующий оператор либо на оператор с заданным номером, выполнить функцию от начала до конца. Произвольный оператор языка представляется интерфейсом IOperator. Этот интерфейс и все реализующие его классы находятся в пространстве имен interpr.logic.operators.
Интерфейс IOperator имеет два метода. Первый из них, GetKind(), возвращает значение типа перечисления OperatorKind, которое характеризует вид оператора. Второй - void Execute(Subroutine.Moment pos) выполняет оператор. В качестве параметра передается объект Subroutine.Moment, с помощью которого управление в функции передается на нужное место. Нужно отметить, что даже если данный оператор не нарушает линейной последовательности выполнения, то все равно ответственность за переход на следующий оператор лежит на методе Execute() объекта оператора.
Как было сказано выше, ряд операторов может быть использован только в функциях. Соответствующие классы реализуют интерфейс IOperator непосредственно. Другие операторы представляют собой команды, которые могут быть введены в консоли. Общим свойством таких операторов является то, что они не нарушают линейной последовательности выполнения, встретившись в функции. Классы, их представляющие, являются потомками абстрактного класса Command, реализующего интерфейс IOperator. Метод Execute() в классе Command имеет перегруженную версию без параметров, объявленную абстрактной. Версия же из интерфейса, принимающая параметр типа Subroutine.Moment, в этом классе реализована следующим образом: вызывается метод Execute() без параметров, затем управление передается на следующий оператор. В классе Command метод GetKind() возвращает значение OperatorKind.Plain, этот метод здесь не является виртуальным и не переопределяется у потомков.
Рассмотрим теперь отдельные классы, реализующие интерфейс IOperator. Начнем с потомков класса Command.
Во первых, присутствуют две команды, отвечающие за вывод на консоль – print и println. Они представляются классами PrintCommand и PrintLnCommand соответственно. Структура этих классов полностью аналогична. Они содержат поле m_expr, со ссылкой на объект Expression, представляющий выражение, результат вычисления которого должен быть выведен на консоль. В методе Execute() результат вычисления выражения сначала приводится к строке (вызывается метод ToString), затем выводится на консоль вызовом методов объекта InterprNamespace.CurrentConsole.
Команда call реализуется с помощью класса CallCommand, в методе execute() которого просто вычисляется выражение из поля m_expr, результат же вычисления выражения никак не используется.
Конструкторы этих трех классов принимают один параметр типа Expression.
Класс EmptyCommand, представляющий пустую команду (пустая строка либо строка комментария), содержит лишь пустые конструктор без параметров и метод Execute().
Класс ClearCommand содержит поле типа string, в котором хранится имя удаляемой переменной. В методе execute() вызывается метод Remove объекта текущего пространства имен.
И, наконец, класс AssignCommand представляет команду присваивания. Он имеет два конструктора, принимающие два или три параметра соответственно, для операторов присваивания значения переменной или элементу массива. В первом из этих параметров содержится имя переменной или массива в левой части оператора присваивания, в остальных – присваиваемое выражение и, во втором случае, индексное выражение. Выражения передаются в их строковой записи, они «компилируются» в объекты класса Expression в конструкторе последнего. Работа с переменными осуществляется с помощью объекта текущего пространства имен, возвращаемого свойством InterprEnvironment.Instance.CurrentNamespace.
К числу классов, представляющих операторы управления последовательностью выполнения, относятся ErrorOperator, ReturnOperator, ForOperator, NextOperator, WhileOperator, LoopOperator, IfOperator, ElseifOperator, ElseOperator, EndifOperator. Для каждого из них имеется свое значение в перечислении OperatorKind, которое и возвращается методом GetKind соответствующего класса.
Метод execute() класса ErrorOperator содержит всего одну строку - генерацию исключения CalcException. Такой же короткий метод выполнения и в классе ReturnOperator - вызывается метод return() объекта Subroutine.Momentpos, который немедленно передает выполнение за конец функции.
Остальные же из рассматриваемых операторов работают в паре с другими операторами - while - с loop, for - с end, if - с elseif, else и endif. Соответствующие классы имеют поля, содержащие номера (позиции) соответствующих парных операторов, и свойства для доступа к ним:
· в классе ForOperator - свойство NextPos - позиция оператора next;
· в классе NextOperator - свойство ForPos - позиция оператора for;
· в классе WhileOperator - свойство LoopPos - позиция оператора loop;
· в классе LoopOperator - свойство WhilePos - позиция оператора while;
· в классах IfOperator, ElseIfOperator и ElseOperator - свойство NextPos - позиция ближайшего снизу соответствующего оператора elseif, else или endif.
Условия и границы циклов там, где они нужны, хранятся в виде объектов типа Expression. Логика выполнения операторов следующая:
· При выполнении оператора while метод Execute() класса WhileOperator вычисляет выражение-условие и, в зависимости от его логического значения, передает управление либо следующему оператору, либо оператору, следующему за оператором loop. Метод Execute() класса LoopOperator передает управление на соответствующий оператор while.
· При выполнении оператора for метод Execute() класса ForOperator вычисляет значения выражений-границ цикла, запоминает значение верхней границы в соответствующем поле класса, затем, если нижняя граница больше верхней границы, передает управление на оператор, следующий за next, иначе - на следующий оператор. При выполнении же оператора next вызывается метод Step() у объекта, представляющего парный оператор for, который увеличивает на единицу переменную-счетчик цикла и, в зависимости от результата сравнения последней с верхней границей цикла, предает управление на оператор, следующий либо за for, либо за next. При этом за все время выполнения цикла метод Execute() класса ForOperator выполняется только один раз.
· При выполнении оператора if метод Execute() класса IfOperator просматривает подряд соответствующие операторы elseif, else и endif до нахождения блока кода, в который следует передать управление. При этом используются свойство NextPos классов IfOperator, ElseOperator, ElseifOperator и метод TestCondition класса ElseifOperator, проверяющий содержащееся в операторе условие. Для определения вида оператора, на который указывает значение свойства NextPos очередного рассматриваемого оператора, у соответствующего объекта вызывается виртуальный метод GetKind.
Диаграмма классов пространства имен interpr.logic.operators приведена на рис. 6.
Рис. 6.
Классы пространства имен interpr.logic.operators.
Пользовательские функции загружаются либо при запуске интерпретатора, либо при сохранении их в редакторе кода. Для хранения загруженных функций используются объекты класса Subroutine. Функция представляется списком операторов (контейнер ArrayList, в котором хранятся объекты типа интерфейса IOperator). Также в классе имеются поля, содержащие общее число операторов, список имен формальных параметров функции и имя функции. Как было сказано выше, в классе Subroutine находится вложенный класс Subroutine.Moment. Он представляет текущую позицию выполнения в функции и в своих полях хранит номер ссылку на объект Subroutine и номер текущего оператора. Его методы работают с частными полями экземпляра класса Subroutine. Поэтому наследование от класса Subroutine становится нежелательным, и он объявлен как sealed.
За хранение загруженных пользовательских функций ответственен класс SubroutinesManager, вложенный (со спецификатором доступа private) в класс InterprEnvironment. Он хранит в двух полях типа System.Collections.ArrayList список загруженных функций, как экземпляров класса Subroutine, и список их имен, соответствие между функцией и ее именем устанавливается по индексу в списках. Singleton-объект класса InterprEnvironment хранит ссылку на один объект класса SubroutinesManager. К его методам обращаются методы класса InterprEnvironment, работающие с пользовательскими функциями, среди которых:
· GetSub(string) – получить объект функции по ее имени;
· LoadSub(string) – загрузить функцию с заданным именем;
· LoadSubs() – загрузить функции из всех файлов в каталоге subroutines;
· UnloadSub(string) – выгрузить функцию с заданным именем.
В выражениях же пользовательские функции представляются объектами класса VarName, которые содержат имя функции, по которому во время выполнения с помощью метода InterprEnvironment.GetSub() поучается соответствующий объект Subroutine. Это связано с тем, что если бы в выражениях в объектах Call хранилась бы ссылка непосредственно на Subroutine, функция, вызывающая другую функцию, не могла бы быть загружена корректно ранее загрузки последней.
Текст программы может существовать в двух видах – команды, вводимые с консоли, и пользовательские функции. В обоих случаях одна строка (за исключением заголовка функции) преобразуется в один оператор, возможно, пустой. В первом случае этот оператор должен представляться объектом класса, производного от Command, во втором – любым объектом, реализующим интерфейс IOperator.
Для преобразования строки текста программы в объект, реализующий интерфейс IOperator, используются статические методы класса LineCompiler: CommandCompileCommand(string) для команды, введенной с консоли и IOperatorCompileOperator(string) для строки функции. Класс LineCompiler не имеет нестатических членов, кроме закрытого конструктора, который, замещая конструктор из базового класса System.Object, не дает возможности создавать экземпляры этого класса. Алгоритм работы обоих названных методов аналогичен. Вначале проверяется наличие в строке лексемы «:=», притом не между двойными кавычками (не в строковой константе). Если она найдена, то данная строка рассматривается как оператор присваивания. Вначале анализируется левая часть оператора присваивания. В зависимости от ее вида, используется нужный конструктор класса AssignCommand – для присваивания значения переменной или элементу массива. Ему в качестве одного из параметров передается часть строки справа от символов «:=», которая разбирается как выражение в конструкторе класса Expression. Если же данный оператор не является оператором присваивания, то из строки выделяется первая лексема, которая последовательно сравнивается с ключевыми словами, с которых начинаются различные операторы (команды). Если совпадений не найдено, то в методе CompileOperator() генерируется исключение SyntaxErrorException – синтаксическая ошибка, в методе же CompileCommand() в этом случае строка рассматривается как сокращенная форма команды println (только выражение). Как только вид оператора определен, оставшаяся часть строки анализируется соответствующим образом. Для многих операторов – if, elseif, while, print, println– она рассматривается как одно выражение. При этом на любом из этапов анализа строки при обнаружении ошибки может возникнуть исключение SyntaxErrorException.