Смекни!
smekni.com

Интерактивный интерпретатор (стр. 1 из 12)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по предмету «Объектно-ориентированное программирование»

на тему «Интерпретатор языка программирования».

Выполнил ст. гр.********************.Проверил****************.
МИНСК 2005


Содержание.

Содержание.2

Введение.. 3

Постановка задачи.4

Описание реализованного в интерпретаторе языка программирования.5

Примеры пользовательских функций.. 12

1. Сортировка массива.12

2. Вычисление НОД по алгоритму Евклида. 12

3. Рекурсивное вычисление факториала.13

4. Проверка, является ли строка корректным идентификатором.13

5. Вычисление угла треугольника по трем сторонам.14

Проектирование и реализация программы-интерпретатора15

Внутреннее представление и выполнение программы.18

Обработка текста программы.24

Графический интерфейс пользователя.27

Взаимодействие подсистем интерпретатора. Класс Facade.31

Заключение.. 33

Приложение. Исходный текст (сокращенно).34

1. Класс VarBase.34

2. Класс ArrayVar.34

3. Класс InterprEnvironment.36

4. Класс Namespace.40

5. Интерфейс IСomputable.42

6. Класс Call.42

7. Класс ArgList. 42

8. Класс Expression.43

9. Класс Operation (сокращенно).49

10. Класс Parser.50

11. Класс LineCompiler.56

12. Интерфейс IOperator.60

13. Класс Command.60

14. Класс ForOperator.61

15. Класс NextOperator. 62

16. Класс Subroutine.62

17. Класс Facade.67

18. Класс SourceBox.69

19. Класс Form1.75

Использованная литература и документация.78


Введение

Стандартный «Калькулятор» Windows является, пожалуй, единственной имеющей широкое распространение программой, предназначенной для мелких вычислений. Его не могут заменить из-за своей громоздкости, ни электронные таблицы, ни профессиональные математические пакеты. Но в то же время эта программа имеет существенные недостатки, причина которых проста – пользовательский интерфейс сделан «по образу и подобию» карманного калькулятора, поэтому заимствованы все неудобства последнего. Например, при работе пользователь видит только одно число и после получения результата не может проверить, правильно ли были введены операнды. Второй проблемой является невозможность добавления пользовательских функций – если приходится производить вычисления по одной и той же формуле сто раз, сто раз приходится нажимать соответствующую кнопку для каждой арифметической операции в выражении. На мое мнение, наиболее удобны для повседневного использования в качестве замены «Калькулятору» интерактивные интерпретаторы, к числу которых относятся MatLab и Python. Но основное назначение этих программных пакетов совсем другое, нет смысла устанавливать их на компьютер лишь для того, чтобы выполнять несколько сложений и умножений пару раз в день. Поэтому я решил написать несложный интерактивный интерпретатор, не громоздкий и удобный для мелких вычислений.


Постановка задачи.

Требуется реализовать интерпретатор относительно несложного языка программирования, работающий в интерактивном режиме, то есть выполняющий вводимые пользователем команды с клавиатуры. При этом должна присутствовать возможность создания пользовательских функций, в которых могут присутствовать операторы управления течением программы – ветвления, циклы и др., а также операторы вывода (на консоль). Должны быть также предусмотрены возможность сохранения промежуточных результатов вычисления (в том числе между сеансами работы с интерпретатором) и возможность прерывания выполнения зациклившейся пользовательской функции без завершения работы интерпретатора. Данный интерпретатор должен быть удобен в использовании как замена стандартному «Калькулятору» Windows, по крайней мере, для человека, владеющего минимальными навыками программирования.


Описание реализованного в интерпретаторе языка программирования.

Интерпретатор работает в режиме консоли и выполняет команды, вводимые с клавиатуры. Эти команды могут содержать вызовы пользовательских функций. Код пользовательских функций создается с помощью окна редактора кода интерпретатора. Интерпретатор предоставляет возможность создания, редактирования и удаления пользовательских функций. Функции сохраняются в файлах, имя которых не имеет расширения и совпадает с именем функции. Файлы используемых функций должны находиться в подкаталоге subroutines рабочего каталога интерпретатора. Сохраненные пользовательские функции загружаются автоматически при запуске интерпретатора. Все операторы управления течением программы могут использоваться только в тексте пользовательской функции. Все остальные операторы (команды) могут быть вызваны непосредственно из консоли. Кроме того, в консоли можно ввести выражение без дополнительных ключевых слов, и оно будет вычислено, его значение будет выведено на экран. Для вывода же данных из функции необходимо использовать операторы вывода (см. ниже).

Идентификатором (именем) переменной служит последовательность символов произвольной длины, состоящая из букв (латинского алфавита), цифр и знаков подчеркивания, не начинающаяся с цифры. Те же ограничения распространяются и на имена функций. Регистр букв имеет значение. Возможно наличие только одной переменной с каждым именем в каждой функции и в среде консоли. Но допускается совпадение имени переменной с именем какой-либо функции. Также имена переменных и функций не должны совпадать с ключевыми словами языка, к которым относятся:

· call

· clear

· else

· elseif

· endif

· error

· for

· if

· loop

· next

· print

· println

· result

· return

· while

Предварительного объявления переменных не требуется. Переменная присутствует в памяти с момента присвоения ей значения, при этом тип переменной определяется по типу присваиваемого ей значения. Массив также создается при присваивании значения какому-либо его элементу. Попытка получить значение еще не инициализированной переменной или попытка рассмотреть как массив переменную, не являющуюся таковой, приводит к ошибке. Каждая функция и среда консоли имеют собственные, не зависящие друг от друга наборы переменных. Обратиться из функции или среды консоли к “чужой” переменной невозможно.

Имеются следующие типы данных: целый, вещественный, строковый, массив. Целый, вещественный и строковый типы называются простыми в противоположность массиву; вещественный и целый типы называются числовыми. Тип переменной не описывается, но может быть определен с помощью функций issingle, isarray, isstring, isnum, isint, isreal. Кроме того, выполнение операции над аргументами недопустимых типов может привести к ошибке. Массив может хранить элементы любых простых типов, причем типы разных элементов одного и того же массива могут не совпадать. По мере заполнения массива возможно появление в нем «пустых мест», например, после команд a{0}:=1; a{2}:=4; a{4}:=5 (пропущены элементы с индексами 1 и 3). Попытка получить значение еще не инициализированного элемента массива приводит к ошибке. Проверить, инициализирован ли элемент массива с заданным индексом, можно с помощью функции defined.

Любая последовательность пробелов и табуляций, идущих подряд, считается за один пробел, если она находится между символами, которые могут входить в идентификаторы (буквы, цифры, подчеркивание), или игнорируется в противном случае. Также игнорируются интерпретатором комментарии, которыми являются строки или окончания строк, начинающиеся с символа ‘#’. Эти правила не распространяются на строковые константы, заключаемые в двойные кавычки. Строковой константой не является последовательность символов в кавычках, если открывающая кавычка находится после символа начала комментария '#’, но этот символ может присутствовать в строковой константе между кавычками. Так например, команда a : = b + ”#”+c#comment эквивалентна команде a:=b+”#” + c, но не равносильна команде a:=b+” #”+c, или a+b+” (последняя команда синтаксически неверна).

Каждая строка, вводимая с консоли, содержит одну команду или ни одной (пустая строка или комментарий) команды. То же касается и строк файла функции, кроме первой, которая должна содержать описание функции в виде: <имя_функции>[<список_параметров>], где список параметров, заключаемый в квадратные скобки, состоит из имен параметров, разделенных запятой (эта строка также может содержать и комментарий после описания функции). Квадратные скобки пишутся даже при пустом списке параметров. Имена параметров (формальных) подчиняются тем же ограничениям, что и имена переменных, мало того, они рассматриваются как переменные, определенные в данной функции, но в начале выполнения функции они принимают значения соответствующих фактических параметров. Нужно отметить, что попытка передачи в качестве фактического параметра функции переменной с неопределенным значением всегда приводит к ошибке, даже если в функции к этому параметру нет ни одного обращения.. Также приводит к ошибке вызов функции с числом фактических параметров, не соответствующим числу формальных параметров. Кроме того, в каждой функции имеется переменная с предопределенным именем result. Ее значение на момент выхода из функции и является возвращаемым значением функции. В момент начала выполнения функции ее значение равно 0 (целое число). Если переменная result была удалена командой clear и осталась неопределенной на момент выхода из функции, возникает ошибка.