Графические интерфейсы пользователя, или GUIs, революционизировали микрокомпьютерную индустрию. Они продемонстрировали, что выражение "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать не потеряло своего смысла для большинства пользователей компьютеров. Вместо загадочной командной строки. С:>, которую так долго наблюдали пользователи DOS, теперь они смотрят на "рабочий стол" (desktop), заполненный значками программ, управляя ими при помощи мыши или посредством меню.
2.2.2. Элементы языка
2.2.2.1 Алфавит
Алфавит языка Borland Delphi v7.0 включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова.
Буквы - это буквы латинского алфавита от а до z и от А до Z , а также знак подчеркивания “_”. В языке нет различия между заглавными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения.
Цифры - арабские цифры от 0 до 9.
Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 значений обозначаются арабскими цифрами 0... 9, остальные шесть - латинскими буквами а ... f или а... f.
Специальные символы Object Pascal - это символы
+ - * / = , ' . : ; < > [ ] ( ) { } " @ $ #
К специальным символам относятся также следующие пары символов:
< > , < = , > = , : = , ( * , * ) , ( . , . ) , / / .
В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария. Символы (. и .) могут употребляться соответственно вместо [ и ].
Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые символы в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Несколько следующих друг за другом пробелов считаются одним пробелом (последнее не относится к строковым константам).
2.2.2.2 Идентификаторы
Идентификаторы в Borland Delphi v7.0 - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, классов, свойств, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину.
Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Напомню, что буквой считается также символ подчеркивания, поэтому идентификатор может начинаться этим символом и даже состоять только из одного или нескольких символов подчеркивания. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.
2.2.2.3 Константы
В качестве констант в Borland Delphi v7.0 могут использоваться целые, вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак неопределенного указателя NIL.
Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение в диапазоне от -2 63 до +2 63 -1 1 . Следует учесть, что, если целочисленная константа выходит за указанные границы, компилятор дает сообщение об ошибке. Такие константы должны записываться с десятичной точкой, т. е. определяться как вещественные числа.
Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части.
Экспоненциальная часть начинается символом е или е, за которым могут следовать знаки “+” или “-” и десятичный порядок. Символ е (е) означает десятичный порядок и имеет смысл “умножить на 10 в степени”. Например,
3.14Е5 - 3,14 умножить на 10 в степени 5;
-17e-2 -минус 17 умножить на 10 в степени минус 2.
Если в записи вещественного числа присутствует десятичная точка, перед точкой и за ней должно быть хотя бы по одной цифре. Если используется символ экспоненциальной части е (в), за ним должна следовать хотя бы одна цифра десятичного порядка.[ Только для версий 4...6. Для версии 1 диапазон от -32536 до +32535. Для версии 2 и 3 от -2147483648 до +4294967294 ]
Шестнадцатеричное число состоит из шестнадцатеричных цифр, которым предшествует знак доллара $ (код символа 36). Диапазон шестнадцатеричных чисел - от $ffffffffffffffff до
$7FFFFFFFFFFFFFFF (для версии 4...6).
Логическая константа - это либо слово false (ложь), либо слово true (истина).
Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы:
'z' - символ “z”;
'Ф' - символ “Ф”.
Если необходимо записать собственно символ апострофа, он удваивается:
'''' - символ “'” (апостроф).
Допускается использование записи символа путем указания его внутреннего кода, которому предшествует символ # (код 35), например:
#97 - символ “а”;
#90 - символ “Z”;
#39 - символ “'”;
#13 - символ “CR”.
Строковая константа - любая последовательность символов (кроме символа CR - возврат каретки), заключенная в апострофы. Если в строке нужно указать сам символ апострофа, он удваивается, например:
'Это - строка символов';
'That''s string'.
Строка символов может быть пустой, т. е. не иметь никаких символов в обрамляющих ее апострофах. Строку можно составлять из кодов нужных символов с предшествующими каждому коду символами #, например, строка #83#i2i#i09#98#ii#i08 эквивалентна строке ' Symbol '.
Наконец, в строке можно чередовать части, записанные в обрамляющих апострофах, с частями, записанными кодами. Таким способом можно вставлять в строки любые управляющие символы, в том числе и символ cr (код 13), например:
#7'Ошибка !'#13'Нажмите любую клавишу ...'#7 .
Конструктор множества - список элементов множества, обрамленный-квадратными скобками,например:
[ 1,2,4..7,12]
[blue, red]
[ ]
[true]
2.2.2.4 Выражения
Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.
Частным случаем выражения может быть просто одиночный элемент, т. е. константа, переменная или обращение к функции. Значение такого выражения имеет, естественно, тот же тип, что и сам элемент. В более общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом примененных к ним операций.
2.2.2.5 Операции
В Object Pascal определены следующие операции:
· унарные not, @ ;
· мультипликативные *, /, div, mod, and, shi, shr;
· аддитивные +, -, or, xor;
· отношения =, <>, <, >, <=, >=, in.
Приоритет операций убывает в указанном порядке, т. е. наивысшим приоритетом обладают унарные операции, низшим - операции отношения. Порядок выполнения нескольких операций равного приоритета устанавливается компилятором из условия оптимизации кода программы и не обязательно слева направо. При исчислении логических выражений операции равного приоритета всегда вычисляются слева направо, причем будут вычисляться все или только достаточные операции в зависимости от установленного в среде Delphi переключателя Project | Options | Compiler | Complete Boolean eval: при установленном переключателе вычисляются все операции отношения, при неустановленном - только те, что необходимы для однозначного определения результата исчисления.
2.2.3 Исторические сведения
Borland Delphi — результат развития языка Турбо Паскаль, который, в свою очередь, развился из языка Паскаль. Паскаль был полностью процедурным языком, Турбо Паскаль, начиная с версии 5.5, добавил в Паскаль объектно-ориентированные свойства, а в Object Pascal — динамическую идентификацию типа данных с возможностью доступа к метаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемом коде, также называемом интроспекцией — данная технология получила обозначение RTTI. Так как все классы наследуют функции базового класса TObject, то любой указатель на объект можно преобразовать к нему, после чего воспользоваться методом ClassType и функцией TypeInfo, которые и обеспечат интроспекцию.
Также отличительным свойством Object Pascal от С++ является то, что объекты по умолчанию располагаются в динамической памяти. Однако можно переопределить виртуальные методы NewInstance и FreeInstance класса TObject. Таким образом, абсолютно любой класс может осуществить «желание» «где хочу — там и буду лежать». Соответственно организуется и «многокучность». Object Pascal (Delphi) являются результатом функционального расширения Turbo Pascal.
Delphi оказал огромное влияние на создание концепции языка C# для платформы .NET. Многие его элементы и концептуальные решения вошли в состав С#. Одной из причин называют переход Андерса Хейлсберга, одного из ведущих разработчиков Дельфи, из компании Borland Ltd. в Microsoft Corp.
Версия 1 была предназначена для разработки под 16-разрядную платформу Win16; Версии со второй компилируют программы под 32-разрядную платформу Win32; Вместе с 6-й версией Delphi вышла совместимая с ним по языку и библиотекам среда Kylix, предназначенная для компиляции программ под операционную систему GNU/Linux; Версия 8 способна генерировать байт-код исключительно для платформы .NET. Это первая среда, ориентированная на разработку мультиязычных приложений (лишь для платформы .NET); Последующие версии (обозначаемые годами выхода, а не порядковыми номерами, как это было ранее) могут создавать как приложения Win32, так и байт-код для платформы .NET.
В дипломном проекте была поставлена задача создания программы упрощающей работу системного инженера. Мною была создана программа «qwerty». Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута.
1. ГОСТ 19.001-77. ЕСПД. Общие положения. Введ. 1980.-01.10.-М.: Изд-во стандартов, 2005.- 1с.
2. ГОСТ 19.106.-78. ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом. Введ. 1981.-01.01.-М.: Изд-во стандартов, 2005.-2с.
3. ГОСТ 19.201-78. ЕСПД. Техническое задание, требования к содержанию и выполнению. Введ. 1980.-16.12.-М.:Изд-во стандартов, 2005-3с.
4. ГОСТ 19.506-78. ЕСПД. Текст программы, требования к содержанию и оформлению. Введ. 1983.-11.01.-М: Изд-во стандартов, 2005.-2с
5. ГОСТ 19.701-90. ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Введ. 1992.-01.01-М: Изд-во стандартов, 2005.-3с.
Блок-схема решения задачи