Создайте новый проект. Поместите на форму объект TMemo, а затем TEdit так, чтобы он наполовину перекрывал TMemo, как показано на рис.13. Теперь выберите пункт меню Edit | Send to Back, что приведет к перемещению TEdit вглубь формы, за объект TMemo. Это называется изменением Z-порядка компонент. Буква Z используется потому, что обычно математики обозначают третье измерение буквой Z. Так, X и Y используются для обозначения ширины и высоты, и Z используется для обозначения глубины.
Рис.13: Объект TEdit перекрывается наполовину объектом TMemo.
Если Вы "потеряли" на форме какой-то объект, то найти его можно в списке Combobox'а, который находится в верхней части Инспектора Объектов.
Поместите кнопку TButton в нижнюю часть формы. Теперь растяните Инспектор Объектов так, чтобы свойства Name и Caption были видны одновременно на экране. Теперь измените имя кнопки на Terminate. Заметьте, что заголовок (Caption) поменялся в тот же момент. Такое двойное изменение наблюдается только если ранее не изменялось свойство Caption.
Текст, который Вы видите на поверхности кнопки - это содержимое свойства Caption, свойство Name служит для внутренних ссылок, Вы будете использовать его при написании кода программы. Если Вы откроете сейчас окно Редактора, то увидите следующий фрагмент кода:
TForm1 = class(TForm)Edit1: TEdit;Memo1: TMemo;Terminate: TButton;private{ Private declarations }public{ Public declarations }end;В этом фрагменте кнопка TButton называется Terminate из-за того, что Вы присвоили это название свойству Name. Заметьте, что TMemo имеет имя, которое присваивается по умолчанию.
Перейдите на форму и дважды щелкните мышкой на объект TButton. Вы сразу попадете в окно Редактора, в котором увидите фрагмент кода вроде этого:
procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject);begin end;Данный код был создан автоматически и будет выполняться всякий раз, когда во время работы программы пользователь нажмет кнопку Terminate. Вдобавок, Вы можете видеть, что определение класса в начале файла теперь включает ссылку на метод TerminateClick:
TForm1 = class(TForm)Edit1: TEdit;Memo1: TMemo;Terminate: TButton;procedure TerminateClick(Sender: TObject);private{ Private declarations }public{ Public declarations }end;Потратьте немного времени на усвоение последовательности действий, описанных выше. Изначально Вы смотрите на кнопку на форме. Вы делаете двойной щелчок на эту кнопку, и соответствующий фрагмент кода автоматически заносится в Редактор.
Теперь самое время написать строчку кода. Это очень простой код, состоящий из одного слова Close:
procedure TForm1.TerminateClick(Sender: TObject);beginClose;end;Когда этот код исполняется, то главная форма (значит и все приложение) закрывается. Для проверки кода запустите программу и нажмите кнопку Terminate. Если все сделано правильно, программа закроется и Вы вернетесь в режим дизайна.
Прежде, чем перейти к следующему разделу, перейдите в Инспектор Объектов и измените значение свойства Name для кнопки на любое другое, например OK. Нажмите Enter для внесения изменений. Посмотрите в Редактор, Вы увидите, что код, написанный Вами изменился:
procedure TForm1.OkClick(Sender: TObject);beginClose;end;Заметьте, что аналогичные изменения произошли и в определении класса:
TForm1 = class(TForm)Edit1: TEdit;Memo1: TMemo;Ok: TButton;procedure OkClick(Sender: TObject);private{ Private declarations }public{ Public declarations }end;Delphi предоставляет тьютор, содержащий несколько тем и который можно запустить из пункта меню Help | Interactive Tutors. Тьютор запускается только если среда Delphi имеет все установки по умолчанию. Если конфигурация была изменена, то проще всего сохранить файл DELPHI.INI под другим именем и скопировать файл DELPHI.CBT в DELPHI.INI.
В первых двух темах дается краткий обзор Delphi и происходит обучение построению простейшего приложения.
Остальные темы посвящены построению пользовательского интерфейса: размещению объектов на форме, настройке их свойств и написанию обработчиков событий. А также созданию приложений, работающих с базами данных.
Студент должен:
знать: технологию визуального проектирования.
уметь: работать в визуальной среде программирования Delphi.
· Запуск Delphi.
· Главное окно Delphi.
· Пиктографические кнопки.
· Палитра компонентов.
· Окно формы.
· Окно инспектора объектов.
· Окно кода программы.
· Основы визуального программирования: настройка Delphi, имена в Delphi, изменение свойств формы.
· Размещение нового компонента.
· Реакция на событие: модификация формы, обработчик события OnClick, динамические изменения свойств компонента.
· Библиотека компонентов.
Краткий конспект
Язык программирования Delphi происходит от Pascal - языка, разработанного Виртом специально для обучения структурному программированию.
Delphi. Основные характеристики продукта
Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:
· Высокопроизводительный компилятор в машинный код
· Объектно-ориентированная модель компонент
· Визуальное (следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов
· Масштабируемые средства для построения баз данных
Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для построения приложений в архитектуре "клиент-сервер".
Кроме того, компилятор компилятору рознь, в Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код, который затем интерпретируется виртуальной p-машиной. Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.
Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Delphi позволяет легко освоить приемы и методы объектно-ориентированного программирования и программирования с управлением по событиям.
БЫСТРАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТАЮЩЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ ИЗ ПРОТОТИПОВ
Традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Но именно разработка интерфейса в Delphi является самой простой задачей для программиста
В процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы - после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде.
Cреда Delphi включает в себя полный набор визуальных инструментов для скоростной разработки приложений (RAD - rapid application development), поддерживающей разработку пользовательского интерфейса и подключение к корпоративным базам данных. VCL - библиотека визуальных компонент, включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE. Визуальные компоненты Delphi открыты для надстройки и переписывания.
Эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, объекты управления данными, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги и объекты управления файлами, управление DDE и OLE.
СТРУКТУРНОЕ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Delphi использует структурный объектно-ориентированный язык (Object Pascal), который сочетает с одной стороны выразительную мощь и простоту программирования, характерную для языков 4GL, а с другой стороны эффективность языка 3GL. Программисты немедленно могут начать производить работающие приложения, и им не придется для этого изучать особенности программирования событий в Windows. Delphi полностью поддерживает передовые программные концепции включая инкапсуляцию, наследование, полиморфизм и управление событиями.
Объектно-ориентированное программирование и программирование с управлением по событиям. Основные понятия
Объекты это некоторые элементы, из которых строится приложение (программное); С объектами связаны так же такие понятия как свойства события и методы, а так же классы объектов и методов.
Свойство это определяющая характеристика некоторых вещей, с которыми работает программист, которая влияет на то, как будет выглядеть компонент, а так же на его невидимые черты (поведение);
Событие это то, что происходит в реальном времени и может вызывать те или иные ответные действия;
Методы способы, которыми объект может реагировать на те или иные события. Говорят, что события управляют методами объектов.
Как объекты так и их методы подразделяются на классы.
На бытовом уровне легко рассмотреть примеры, иллюстрирующие эти понятия (см. табл.1).
Рисунок 1.1. Таблица 1.
увеличить
Задачей программиста, работающего с объектно-ориентированными моделями, является определение возможных событий для некоторого объекта и соответствующих этим событиям реакций объекта. Когда с объектом происходит предусмотренное событие, он должен "ответить" на него, вызвав соответствующую процедуру обработки данного события. В терминах Delphi процедуры, инициируемые событиями, называются обработчиками событий .
Делегирование - под делегированием понимается то, что некий объект может предоставить другому объекту отвечать на некоторые события. Такая модель в некоторых случаях значительно упрощает программирование.
К примеру, когда вы добавляете кнопку в форму и прикрепляете код, обрабатывающий нажатие, вы фактически используете делегирование кода для ассоциирования кода с событием OnClick . Такая ассоциация происходит для вас автоматически. Если проверить страницу Events в Инспекторе объектов для вашего приложения, можно увидеть ассоциированные с событиями процедуры.
Интерфейс среды Delphi
Существует два основных вида интерфейса под Windows: MDI и SDI.