Смекни!
smekni.com

Использование рекурсивных алгоритмов для решения экономических задач (стр. 2 из 3)

Реализация рекурсивных вызовов функций в практически применяемых языках и средах программирования, как правило, опирается на механизм стека вызовов – адрес возврата и локальные переменные функции записываются в стек, благодаря чему каждый следующий рекурсивный вызов этой функции пользуется своим набором локальных переменных и за этот счёт работает корректно. Оборотной стороной этого довольно простого по структуре механизма является то, что рекурсивные вызовы не бесплатны – на каждый рекурсивный вызов требуется некоторое количество оперативной памяти компьютера, и при чрезмерно большой глубине рекурсии может наступить переполнение стека вызовов. Вследствие этого обычно рекомендуется избегать рекурсивных программ, которые приводят (или в некоторых условиях могут приводить) к слишком большой глубине рекурсии.

Имеется специальный тип рекурсии, называемый «хвостовой рекурсией». Интерпретаторы и компиляторы функциональных языков программирования, поддерживающие оптимизацию кода (исходного и/или исполняемого), автоматически преобразуют хвостовую рекурсию к итерации, благодаря чему обеспечивают выполнение алгоритмов с хвостовой рекурсией в ограниченном объёме памяти. Такие рекурсивные вычисления, даже если они формально бесконечны (например, когда с помощью рекурсии организуется работа командного интерпретатора, принимающего команды пользователя), никогда не приводят к исчерпанию памяти.

Нужно учитывать одну особенность, характерную для рекурсивных программ, подобных той, которую используют для генерации чисел Фибоначчи. Каждый уровень рекурсии в функции fibonacci удваивает количество вызовов, так что количество рекурсивных вызовов, которое должно быть выполнено для вычисления n – го числа Фибоначчи, оказывается порядка 2N.

Объем вычислений резко нарастает с увеличением n. Вычисление только 20 – го числа Фибоначчи потребовало бы порядка 2N или около миллиона вызовов, вычисление 30 – го числа Фибоначчи потребовало бы порядка 3N или около миллиарда вызовов и так далее. В методах вычислений это называется экспоненциальной сложностью.

Из этого следует, что по возможности нужно избегать рекурсивных программ, подобных программе для вычисления чисел Фибоначчи, которые приводят к экспоненциальному нарастанию количества вызовов.

Любые задачи, которые можно решить рекурсивно, могут быть решены также и

итеративно (нерекурсивно). Обычно рекурсивный подход предпочитают итеративному, если он более естественно отражает задачу и ее результаты, то есть более нагляден и легче отлаживается. Другая причина предпочтения рекурсивного решения состоит в том, что итеративное решение может не быть очевидным.

Рекурсивные алгоритмы в программировании реализованы в механизме так называемых рекурсивных подпрограмм. Рекурсивной считается подпрограмма, которая прямо или косвенно, через другие подпрограммы, обращается к себе, быть может с иными фактическими параметрами. В современных системах программирования корректное функционирование подпрограмм, особенно рекурсивных, обеспечивается с помощью стека.

Стек – связная структура данных, построенная на принципе «первый пришёл – первый вышел» (Fiгst In – Fiгst Out, FIFO). То есть вновь добавляемые объекты помещаются в начало, вершину стека, и выбираются они также только из вершины.

Стек является чрезвычайно удобной структурой данных для многих задач вычислительной техники. Наиболее типичной из таких задач является обеспечение вложенных вызовов процедур. Предположим, имеется процедура A, которая вызывает процедуру B, а та в свою очередь – процедуру C. Когда выполнение процедуры A дойдет до вызова B, процедура A приостанавливается и управление передается на входную точку процедуры B. Когда B доходит до вызова C, B приостанавливается и управление передается на процедуру C. Когда заканчивается выполнение процедуры C, управление должно быть возвращено в B, причем в точку, следующую за вызовом C. При завершении B управление должно возвращаться в A, в точку, следующую за вызовом B. Правильную последовательность возвратов легко обеспечить, если при каждом вызове процедуры записывать адрес возврата в стек. Так, когда процедура A вызывает процедуру B, в стек заносится адрес возврата в A; когда B вызывает C, в стек заносится адрес возврата в B. Когда C заканчивается, адрес возврата выбирается из вершины стека – а это адрес возврата в B. Когда заканчивается B, в вершине стека находится адрес возврата в A, и возврат из B произойдет в A.

Механизм вызова функции или процедуры в языке высокого уровня существенно зависит от архитектуры компьютера и операционной системы. В рамках IBM PC совместимых компьютеров, в микропроцессорах семейства Intel, как и в большинстве современных процессорных архитектур, поддерживается аппаратный стек. Аппаратный стек расположен в ОЗУ, указатель стека содержится в паре специальных регистров SS:SP доступных для программиста. Аппаратный стек расширяется в сторону уменьшения адресов, указатель его адресует первый свободный элемент. Схематично этот механизм иллюстрирован на рисунке 1.6.

Рис. 1.6. Механизм вызова функции в аппаратном стеке

Языки PASCAL, C, C++ используют стек для размещения в нем локальных переменных процедур и иных программных блоков. Стек разбит на фрагменты, представляющие собой блоки последовательных ячеек. Каждый вызов подпрограммы использует фрагмент стека, длина которого зависит от вызывающей подпрограммы. При каждой активизации процедуры память для ее локальных переменных выделяется в стеке; при завершении процедуры эта память освобождается. Поскольку при вызовах процедур всегда строго соблюдается вложенность, то в вершине стека всегда находится память, содержащая локальные переменные активной в данный момент процедуры.

Таким образом, в общем случае при вызове процедурой A процедуры B происходит следующее:

1. В вершину стека помещается фрагмент нужного размера. В него входят следующие данные:

а) указатели фактических параметров вызова процедуры В;

б) пустые ячейки для локальных переменных, определенных в процедуре В;

в) адрес возврата, т.е. адрес команды в процедуре A, которую следует выполнить после того, как процедура B закончит свою работу.

Если B – функция, то во фрагмент стека для B помещается указатель ячейки во фрагменте стека для A, в которую надлежит поместить значение этой функции (адрес значения).

2. Управление передается первому оператору процедуры B.

3. При завершении работы процедуры B управление передается процедуре A с помощью следующей последовательности шагов:

а) адрес возврата извлекается из вершины стека;

б) если B – функция, то ее значение запоминается в ячейке, предписанной указателем на адрес значения;

в) фрагмент стека процедуры B извлекается из стека, в вершину ставится фрагмент процедуры A;

г) выполнение процедуры A возобновляется с команды, указанной в адресе возврата.

При вызове подпрограммой самой себя, т.е. в рекурсивном случае, выполняется та же самая последовательность действий.

Этот прием делает возможной легкую реализацию рекурсивных процедур. Когда процедура вызывает сама себя, то для всех ее локальных переменных выделяется новая память в стеке, и вложенный вызов работает с собственным представлением локальных переменных. Когда вложенный вызов завершается, занимаемая его переменными область памяти в стеке освобождается и актуальным становится представление локальных переменных предыдущего уровня.

Рекурсия использует стек в скрытом от программиста виде, но все рекурсивные процедуры могут быть реализованы и без рекурсии, но с явным использованием стека.

Рассмотрим пример для функции вычисления факториала: дерево рекурсии при вычислении 5! (рисунок 1.7).

Рис. 1.7. Дерево рекурсии при вычислении факториала числа 5

Дерево рекурсивных вызовов может иметь и более сложную структуру, если на каждом вызове порождается несколько обращений – фрагмент дерева рекурсий для чисел Фибоначчи представлен на рисунке 1.8.

Рис. 1.8. вычисление 5 – ого числа Фибоначчи (Fb(5)).

Упомянутый анализ практической сложности программ показывает, что часто асимптотически более сложные итеративные алгоритмы, на практике становятся более эффективными. Сравнивая скорость вычисления чисел Фибоначчи с помощью итеративной и рекурсивной функции можно заметить, что итеративная функция выполняется почти «мгновенно», не зависимо от значения n. При использовании же рекурсивной функции уже при n=40 заметна задержка при вычислении, а при больших n результат появляется весьма не скоро. Причина, как уже было сказано, кроется в том, что в теории не учтена зависимость времени работы программы от количества вызовов вложенных подпрограмм. Неэффективность рекурсии проявляется в том, что одни и те же вычисления производятся много раз. Особенно сильно это проявляется в методе, который был самым востребованным при построении теоретически быстрых рекурсивных алгоритмов, – методе бинарного разбиения на независимые подзадачи. Когда подзадачи независимы, это часто приводит к недопустимо большим затратам времени, так как одни и те же подзадачи решаются многократно.