Тоновая коррекция изображений в программе Illustrator
Практически каждое изображение, с которым приходится работать, имеет некоторые недостатки. В большинстве случаев они вызваны несовершенством аппаратуры сканирования. Снимки, сделанные цифровыми видеокамерами также оставляют желать лучшего. Кроме того, сами оригиналы, с которых производится сканирование, часто бывают невысокого качества.
Хорошая фотография отличается от плохой, прежде всего правильным балансом света и тени, хорошей прорисовкой деталей изображения – глаз воспринимает такую фотографию намного лучше, рельефнее.
Погрешности освещения и контраста называют тоновыми, а нарушения в цвете – цветовыми. Сначала лучше выполнять тоновую коррекцию, а уже потом, добившись наилучшего распределения света и тени, переходить к цветовой коррекции.
Несмотря на то, что в результате тоновой коррекции изображение может выглядеть намного лучше, чем до нее, на самом деле в процессе коррекции происходит удаление части информации. Однако, - всегда важен конечный результат…
Следует также отметить, что зрительное восприятие одного и того же изображения может быть различным у разных людей даже на одном и том же мониторе, не говоря уже о печатных оттисках. Поэтому тоновая и цветовая коррекция во многом субъективны и зависят от конкретного дизайнера. Идеала здесь нет, и, выполняя коррекцию, пользователь должен в основном полагаться на свой вкус и некоторые рекомендации.
Каждый пиксель, составляющий изображение, имеет определенное значение яркости. Оно может варьироваться от 0 (черный цвет, или отсутствие свечения) до 255 (белый цвет, или максимальная яркость). Та часть диапазона яркостей, которая использована в изображении, составляет его тоновый диапазон. Чем шире тоновый диапазон, тем "глубже" цвета и тем лучше проработка деталей. В идеале в изображении должны присутствовать все возможные значения яркости.
В компьютерной графике принято подразделять тоновый диапазон на три неравные части:
-света – самые светлые части изображения – значения яркости примерно от 255 до 200 (или ¼ шкалы градаций серого);
-гамму (или средние тона) – к этим тонам относится самый широкий диапазон – значения яркости от 200 до 50 (или ¾ шкалы градаций серого);
-тени – включают самые темные части изображения – значения яркости от 50 до 0 (или ¼ шкалы градаций серого).
Такое разделение тонового диапазона несколько условно, однако используется во всех командах PS, а также в других программах, предназначенных для работы с растровой графикой.
Графически тоновый диапазон представлен в виде гистограммы, показывающей распределение пикселей в изображении по градациям яркости. В PS имеется специальная команда, позволяющая проанализировать распределение значений яркости в изображении: Изображение ® Гистограмма.
Это очень простое и удобное средство для контроля тона изображения. Один взгляд на гистограмму позволяет определить, правильно ли распределены значения яркостей в изображении, есть ли резервы его улучшения и что именно нужно делать – осветлять или затемнять изображение, увеличивать контрастность или, наоборот, уменьшать, и в каких областях тонового диапазона это следует делать.
На рисунке представлена гистограмма явно затемненного изображения. Видно, что в изображении отсутствуют пиксели белого цвета. Самый яркий пиксель имеет значение яркости около 145 (на нем установлен указатель мыши). Вместе с тем, основная часть пикселей имеет низкие значения яркости: от 0 до 85, что говорит об излишнем затемнении изображения.
В нижней части окна гистограммы расположен ряд параметров, характеризующих изображение:
Середина– показывает среднюю яркость всего изображения. Он является хорошим индикатором того, насколько ярким или темным является изображение. В данном примере его значение равно 39,30, что свидетельствует о смещении всех пикселей (большинства пикселей) изображения в область теней (середине шкалы соответствует значение яркости, равное 128);
Среднеквадратическое отклонение – отражает среднее отклонение значений яркости от средней яркости (параметр Середина);
Медиана – показывает значение яркости средней точки, расположенной между самой светлой и самой темной точками изображения. Идеальное значение этого показателя 128 (середина шкалы);
Пиксели – представляет собой общее количество пикселей, содержащихся в изображении или выделенной области;
Уровень – отображает значение яркости выбранной точки. Чтобы просмотреть значение яркости в какой-либо отдельной точке гистограммы, следует установить на нее указатель мыши. Для оценки некоторого диапазона нужно выделить, удерживая нажатой левую кнопку мыши, требуемый отрезок на гистограмме;
Счет – показывает, сколько пикселей в изображении имеет значение яркости, выбранное на шкале градаций серого;
Процентаж – представляет собой процентное соотношение пикселей в изображении, которые имеют значение яркости ниже уровня, отображенного параметром Уровень;
Кэш уровень– показывает уровень кэширования, если для отображения гистограммы используется кэширование и изображение имеет большие размеры. Чем он выше, тем менее точно гистограмма будет соответствовать изображению. Установление кэширования увеличивает скорость работы, а некоторая потеря точности при изображениях большого размера не имеет существенного значения.
Команды цветовой и тоновой коррекции собраны в меню Изображение ® Регулировки
Для настройки тонового баланса в PS предусмотрены три команды:
-Levels (Уровни);
-Curves (Кривые);
-Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность) – очень напоминает настройку телевизионного изображения.
Команды Уровни и Кривые имеют много общего. Основное различие между ними состоит в том, что команда Уровни использует абсолютные значения яркости пикселей, составляющих изображение, а команда Кривые – относительные. То есть Уровни – задают настройку всему изображению в целом, Кривые – отдельным пикселям. Поэтому с помощью последней команды можно совершенно изменить все цветовые и тоновые значения пикселей в изображении.
Хотя команда Кривые считается самой мощной в PS, работать с ней начинающему пользователю довольно сложно. Поэтому рекомендуется начинать тоновую коррекцию с команды Уровни.
Использование команды Уровни (Level)
Изображение ® Регулировки ®Уровни
Кнопки Сохранить… и Загрузить… используются для сохранения удачно найденной комбинации параметров команды и ее последующего использования при коррекции любых других изображений.
Минуя кнопки Сохранить… и Загрузить…: комбинация клавиш Ctrl+Alt+L открывает диалоговое окно Уровни в том виде, в котором оно было в момент последней коррекции.
Выполнение тоновой коррекции с помощью команды Уровни подразделяется на пять основных этапов:
1. Визуальный анализ гистограммы
По виду гистограммы можно судить о распределении яркости в изображении:
-если большая часть гистограммы сдвинута влево от центра шкалы градаций серого, изображение нужно осветлять;
-если вправо – изображение нужно затемнять;
-гистограмма в виде сплошного "горного хребта" говорит о недостаточной контрастности изображения;
-редкие "всплески" каких-то одних значений яркости также нежелательны – они свидетельствуют о большом числе близких по яркости пикселей, что дает в изображении однотонные области.
При анализе гистограммы необходимо учитывать особенности конкретного изображения, а также цель производимой настройки – общее улучшение изображения, выделение какой-либо его части или спецэффекты.
В диалоговом окне команды Уровни расположена кнопка Auto (Авто), щелкнув по которой, можно поручить PS самостоятельно настроить тоновый баланс. Если результат автоматической коррекции оказался неудовлетворительным:
-нажать комбинацию клавиш Ctrl+Z;
-щелкнуть по кнопке Отмена при нажатой клавише Alt. Кнопка будет называться Сброс.
Автоматическую коррекцию тона можно выполнить вообще не вызывая диалоговое окно Уровни: нужно выполнить команду: Изображение®Регулировки®Авто Уровни, или нажать комбинацию клавиш Shift+Ctrl+L. Обычно применение автокоррекции приводит к некоторому улучшению изображения, поэтому выполнение этой команды может послужить первым шагом к успешному проведению тоновой коррекции изображения.
Для установки значений яркости, которые будут отсекаться при автокоррекции, следует нажимать кнопку Options… (Опции…). Появится диалоговое окно настройки автокоррекции.
По умолчанию для света и тени установлены значения 0,5%. Это значит, что PS при автоматической настройке будет считать белыми все уровни, содержащие менее 0,5% пикселей. При изменении процентного соотношения будет изменяться и результат автоматической коррекции.
Белая точка – это самая яркая точка в изображении, а черная – самая темная. В некоторых изображениях самые яркие пиксели могут иметь значение яркости значительно меньше 255, то есть чисто белые области в таких изображениях вообще отсутствуют. С другой стороны, в чрезмерно светлых изображениях могут отсутствовать пиксели со значением яркости 0, то есть черные. Например, на фотографии моря в солнечный день черного цвета может не быть совсем.
Но если в результате выполнения предыдущих действий изображение визуально оценивается как недостаточно хорошо сбалансированное по тону, в этом случае потребуется вручную определить белую точку. Для этого нужно выбрать белую пипетку
(крайняя правая кнопка из трех в правой части диалогового окна) и щелкнуть по самой яркой области на изображении. Результат тут же отобразится на экране и в окне гистограммы.