Смекни!
smekni.com

Расписание занятий (стр. 2 из 5)

Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:

1) Задать начальное значение переменной, изменяющейся в цикле.

2) Изменять переменную перед каждым новым повторением цикла.

3) Проверять условие окончания или повторения цикла.

4) Управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из него по окончании. Последние три функции выполняются многократно.

Переменная, изменяющаяся в цикле - параметр цикла. В одном цикле может быть несколько параметров.

Переменная, значения которой вычисляются машиной и хранятся в одной и той же ячейке памяти - простая переменная, а переменная, являющаяся элементом массива - переменная с индексом. Следует иметь в виду, что параметром цикла является при использовании простой переменной сама переменная, а при использовании переменной с индексом - ее индекс.

В зависимости от того где осуществляется проверка условия продолжения или окончания цикла но подразделяются на:

1) Цикл с предусловием - цикл начинается с проверки условия.

2) Цикл с постусловием – условие проверяется после выполнения тела цикла.

В циклах с известным числом повторений, всегда можно определить переменную, связанную с числом повторений цикла, значение которой изменяется по заданному закону от начального до конечного с постоянным шагом. Такая переменная используется для управления циклом в условии окончания цикла и осуществляется сравнение текущего значения с заданным порогом. Для схематического представления используют специальную управляющую структуру с блоком модификации, где указывают закон изменения параметра цикла в цикл. Блок модификации включает в себя подготовку цикла (х:=х0), изменение параметра цикла (х:=х+h), управление циклом - проверку условия его продолжения или окончания цикла. Проверка х<xn проводится перед каждым выполнением цикла. Если начальное значение параметра больше конечного, то цикл не выполняется ни разу.

Схема алгоритма получается более компактной и наглядной, если для ее построения использовать блок цикла, который выполняет все функции, необходимые для организации цикла.

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1971 г., играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире.

Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ.

Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas. Паскаль-программа имеет вид последовательности символов латинских и русских букв, арабских цифр, знаков операций, скобок, знаков препинания и некоторых дополнительных символов. В ней можно выделить описания типов, констант, переменных и операторы, описывающие действия, которые надо выполнить машине над этими данными.

Тип данных понятие языков программирования высокого уровня, обозначающее множество допустимых значений, объединенных совокупностью применимых к ним операций.

Константа — элемент данных, присутствующий в тексте программы и не меняющий своего значения при многократном ее использовании.

Переменная — элемент данных в программе, которому присвоено имя. Переменные различаются по имени и принимают разные значения, т.е. не являются постоянными. Значение переменной может быть получено и изменено программой.

Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор.

Алгоритм решения задачи проектируется путем декомпозиции всей задачи на отдельные подзадачи. Обычно подзадачи реализуются в виде подпрограмм.

Подпрограмма это последовательность операторов, которые определены и записаны только в одном месте программы, однако их можно вызвать для выполнения из одной или нескольких точек программы. Каждая подпрограмма определяется уникальным именем. В языке Паскаль существуют два типа подпрограмм - процедуры и функции.

Процедура — конструкция языка программирования высокого уровня, представляющая собой поименованную часть программы, которая может выполнять некоторые заданные действия над данными, передаваемыми ей в качестве параметров.

Функция — аналогичная процедуре конструкция, представляющая собой поименованную часть программы, результатом выполнения которой является значение, присваиваемое имени функции.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа на языке Pascal состоит из следующих разделов: раздел подключаемых библиотек;

1) раздел объявления меток;

2) раздел объявления констант;

3) раздел объявления типов;

4) раздел объявления переменных;

5) раздел объявления процедур и функций;

6) раздел инструкций программы.

Структура программы в общем виде выглядит следующим образом:

program Имя_Программы;
uses
Имя_Модуля1,...;
label
Имя_Метки1,...;
const
Имя_Константы=Значение_Константы;
type
Имя_Типа=Значение_Типа;
var
Имя_Переменной:Тип переменной;
{объявление процедур и функций пользователя};
begin
{Инструкции основной программы};
end.

ОБЪЯВЛЕНИЕ КОНСТАНТ

Пример:
Const a = -1.5;
b = True;
c = `pascal`;

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТИПОВ
Кроме ранее перечисленных стандартных типов языка Паскаль в программе могут быть описаны собственные типы данных. Общий вид описания

Type <имя типа> = <определение типа>;

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ

Var <список имен переменных> : <имя типа>;

Имя типа здесь - это имя какого-либо стандартного или описанного в данной программе типа данных.

Раздел операторов содержит список выполняемых операторов программы.
Обязательным является наличие служебного слова Begin в начале и служебного слова End в конце раздела. Весь текст программы должен завершаться точкой

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

Программа реализует алгоритм решения задачи. Основные характеристики программы следующие: точность полученного результата, время выполнения, объем требуемой памяти.

Любые объекты, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, в Паскале характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений того или иного объекта, а также множество операций, которые к нему применимы. Кроме того, тип определяет формат внутреннего представления данных в памяти ЭВМ.

К простым типам данных языка Pascal относятся:

1)целые числа (integer и др.);

2) вещественные числа (real и др.);

3) символы (char);

4) строки (string);

5) логический (boolean);

Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах.

Оператором называется предложение языка программирования, задающее полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить.

Операторы языка Turbo Pascal можно разделить на простые и структурные.

ПРОСТЫЕ ОПЕРАТОРЫ

Простые не содержат внутри себя других операторов. К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, вызова процедур, пустой оператор, операторы ввода и вывода.

Оператор присваивания(:=) предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны быть совместимы по типу. Его общий вид

<имя переменной> := <выражение>;

Оператор безусловного перехода (go to) означает "перейти к" и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор.

Оператор вызова процедуры служит для активизации предварительно определенной пользователем, или стандартной, процедуры.
Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Обычно такой оператор используется для организации перехода к концу локального или глобального блока в случаях, если необходимо пропустить несколько операторов, но не выходить из блока. Для этого перед зарезервированным словом end ставится метка и двоеточие.

Ввод данных - это передача исходных данных программы в оперативную память компьютера для обработки. Для ввода данных предусмотрены следующие процедуры ввода: read (читай), readln (читай строку).

Вывод данных - это передача данных после обработки из оперативной памяти на внешнее устройство, чаще всего на экран монитора. Для вывода данных предусмотрены следующие процедуры ввода: write (пиши), writeln (пиши строку). Процедура Writeln после вывода элементов списка переводит курсор на новую строку.
В список ввода могут входить переменные типа Integer, Real, Char. В списке вывода могут содержаться константы, переменные, выражения типаInteger, Real, Char и Boolean.