Смекни!
smekni.com

Перехват API-функций в Windows NT2000XP (стр. 1 из 3)

Перехват API-функций в Windows NT/2000/XP

Тихомиров В.А.

Системные программисты, работавшие под MS DOS, прекрасно помнят технологию перехвата системных прерываний, позволявшую брать под контроль практически все процессы, проходившие в любимой операционной системе.

С переходом на Windows использование системных ресурсов программистами в большом объеме стало осуществляться через функции API, и у многих «сиспрогов» стал возникать вопрос: «существуют ли в Windows технологии перехватов этих системных функций?» Особый интерес это вызывает применительно к высокозащищенным ОС, выполненным на ядре NT. Данная статья подробнейшим образом, с действующими примерами покажет практическую реализацию такой технологии (предполагается, что читатель знаком с принципами системного программирования в Windows и умеет применять в своей работе Visual C++).

Что такое «перехват API-функций»

Перехват системной функции API заключается в изменении некоторого адреса в памяти процесса или некоторого кода в теле функции таким образом, чтобы при вызове этой самой API-функции управление передавалось не ей, а вашей функции, подменяющей системную. Эта функция, работая вместо системной, выполняет какие-то запланированные вами действия, и затем, в зависимости от вашего желания, либо вызывает оригинальную функцию, либо не вызывает ее вообще. Перехват функций является очень полезным средством в том случае, если вы хотите отследить, изменить или заблокировать некоторые конкретные действия приложения.

Перехват функций чужого процесса удобнее всего осуществлять внедрением собственной DLL с функцией-двойником в адресное пространство того процесса, контроль над функциями API которого вы хотите установить. При написании двойников функций следует особое внимание обратить на соглашения о вызовах функций __cdecl и __stdcall. В __cdecl функциях подразумевается, что параметры кладутся в стек справа налево, и вызывающая функция очищает стек от аргументов. В __stdcall функциях подразумевается, что параметры кладутся в стек справа налево, но стек от аргументов очищает вызываемая функция. Кроме того, следует учитывать, что в Windows API многие функции встречается в 2-х экземплярах: ANSI и UNICODE. Первые обозначаются суффиксом A: например MessageBoxA, вторые – суффиксом W – например MessageBoxW.

Рассмотрим два метода перехвата API функций:

Непосредственная запись в код функции.

Подмена адреса функции в таблице импорта.

Метод 1. Перехват API непосредственной записью в код системной функции.

Прием заключается в том, чтобы в начало перехватываемой функции записать команду jmp ваша_функция_двойник или эквивалентную ей. Затираемые байты желательно где-нибудь сохранить. После вызова исправленной функции приложением управление будет передано вашей функции. Она должна корректно обработать стек, то есть извлечь переданные ей параметры и произвести необходимые вам действия. Затем, если вы собираетесь вызывать оригинальную функцию, необходимо восстановить затертые байты в начале оригинальной функции. Вызвать ее, передав ей все необходимые параметры. После возврата из оригинальной функции, необходимо снова в начало кода функции записать команду перехода на вашу функцию. Вернуть управление вызвавшей программе.

Достоинство данного метода состоит в том, что он позволяет перехватывать любые функции, а не только те, которые указаны в таблице импорта.

Недостаток: в многопоточных приложениях может возникнуть такая ситуация, когда один поток вызвал перехваченную вами функцию, управление было передано функции-двойнику, она восстановила оригинальное начало функции, но в этот момент параллельно выполняющийся поток произвел вызов той же функции. В результате управление будет передано сразу оригинальной функции, минуя вашу :(.

Разберем пример программы (в виде DLL-файла), перехватывающей функцию MessageBoxA методом 1.

Для работы нам потребуются следующие заголовочные файлы:

#include "stdafx.h"#include "intercpt.h"

Далее подготовим структуру, содержащую код дальнего перехода на нашу функцию-двойник. Практика показала, что вместо обычного jmp лучше применять комбинацию

push xxxxxxxx ret

где хххххххх – это адрес функции-двойника. В результате структура, которая будет хранить нужный код перехода, выглядит так:

struct jmp_far{ BYTE instr_push; //здесь будет код инструкции push DWORD arg; //аргумент push BYTE instr_ret; //здесь будет код инструкции ret};

Зададим нужные переменные:

BYTE old[6]; //область для хранения 6-ти затираемых байт начала функцииDWORD adr_MessageBoxA //будущий адрес оригинальной функцииDWORD written; //вспомогательная переменнаяjmp_far jump; //здесь будет машинный код инструкции перехода

Главная функция DLL будет выглядеть следующим образом:

BOOL APIENTRY DllMain( HANDLE hModule, DWORD ul_reason_for_call,LPVOID lpReserved ){// Если система подключает DLL к какому-либо процессу, // она сначала вызовет главную функцию DLL с параметром // DLL_PROCESS_ATTACH, на что мы сразу вызовем нашу функцию // InterceptFunctions, которая произведет подмену стандартной API функции// MessageBoxA нашейфункцией Intercept_MessageBoxA (см. ниже) if(ul_reason_for_call = = DLL_PROCESS_ATTACH ){ InterceptFunctions(); } return TRUE;}

Функция, которую мы только что вызвали и которая выполняет основную хитрость, перехват API перезаписью начальных байт стандартной функции, выглядит следующим образом:

void InterceptFunctions(void){ DWORD op;//сначала получим абсолютный адрес функции для перехватаadr_MessageBoxA = (DWORD)GetProcAddress(GetModuleHandle("user32.dll"), "MessageBoxA"); if(adr_MessageBoxA == 0) { MessageBox(NULL, "Can`t get adr_MessageBoxA, "Error!", 0);return; } // Зададим машинный код инструкции перехода, который затем впишем // в начало полученного адреса: jump.instr_push = 0x68;jump.arg = (DWORD)&Intercept_MessageBoxA;jump.instr_ret = 0xC3; //Прочитаем и сохраним первые оригинальные 6 байт стандартной API функцииReadProcessMemory(GetCurrentProcess(),(void*) adr_MessageBoxA, (void*)&old, 6, &written);//Запишем команду перехода на нашу функцию поверх этих 6-ти байтWriteProcessMemory(GetCurrentProcess(), (void*)adr_MessageBoxA, (void*)&jump, sizeof(jmp_far), &written);}

Теперь посмотрим, как выглядит сама функция-двойник. Она должна заменить стандартную MessageBoxA, поэтому её тип и состав параметров должны точно соответствовать оригиналу:

//данное определение аналогично __srtdcallBOOL WINAPI Intercept_MessageBoxA(HWND hwnd, char *text, char *hdr, UINT utype){ //Сначала восстанавливаем 6 первых байт функции. Это не обязательное // действие, просто мы решили подшутить над пользователем, и все // сообщения функции MessageBoxA переделать на свои, поэтому нам придется // вызвать оригинальную функцию, а для этого следует восстановить ее адрес:WriteProcessMemory(GetCurrentProcess(), (void*)adr_MessageBoxA, (void*)&old, 6, &written); //Здесь вы можете порезвиться от души и выполнить любые, пришедшие вам // в голову действия. Мы просто заменили сообщение функции на свое:char *str = "Hi From MessageBOX!!!!"; //Вызываеморигинальнуюфункциючерезуказатель ((BOOL (__stdcall*)(HWND, char*, char*, UINT))adr_MessageBoxA)(hwnd, str, hdr, utype); //Снова заменяем 6 байт функции на команду перехода на нашу функциюWriteProcessMemory(GetCurrentProcess(), (void*)adr_MessageBoxA, (void*)&jump, 6,&written); return TRUE;}

Если откомпилировать этот код как DLL, то получим файл, который в дальнейшем (см.ниже) следует внедрить в процесс, в котором мы хотим перехватить API MessageBoxA.

Метод 2. Перехват API через таблицу импорта.

Прием заключается в замене адреса функции в таблице импорта на адрес функции-двойника. Для понимания данного метода потребуется знание формата PE исполняемых файлов Windows. Как известно, большинство приложений вызывает функции из dll через таблицу импорта, представляющую собой после загрузки exe файла в память списки адресов функций, импортируемых из различных Dll. Откомпилированный вызов функции через таблицу импорта выглядит следующим образом:

Call dword ptr[address_of_function]

или что-то наподобие. Здесь address_of_function – адрес в таблице импорта, по которому находится адрес вызываемой функции. (Тем, кто не знаком со структурой PE заголовка EXE файла, рекомендуем заглянуть в Интернет за соответствующей информацией.)

При перехвате API через таблицу импорта надо:

найти в таблице импорта элемент IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR, соответствующий той DLL, из которой импортирована функция;

узнать адрес перехватываемой функции при помощи GetProcAddress;

перебирая элементы массива, на который указывает поле FirstThunk, найти адрес перехватываемой функции;

запомнить этот адрес где-нибудь и записать на его место адрес функции-двойника.

Теперь при вызове подмененной функции вначале будет вызываться функция-двойник. После этого она может вызвать (или не вызывать) оригинальную функцию.

Достоинство данного метода в том, что он будет корректно работать в многопоточном приложении, когда несколько потоков одновременно вызывают подмененную функцию. Так же данный метод будет работать в ОС WINDOWS 9.x.

Недостаток – не все функции вызываются через таблицу импорта.

Ниже приведен пример программы, аналогичной приведенной выше, но использующей второй метод перехвата функции:

DWORD adr_MessageBoxA;BOOL APIENTRY DllMain(HANDLE hModule, DWORD ul_reason_for_call, LPVOID lpReserved){ if(ul_reason_for_call == DLL_PROCESS_ATTACH)InterceptFunctions(); return TRUE;}// Эта функция ищет в таблице импорта - .idata нужный адрес и меняет на// адрес процедуры-двойника void InterceptFunctions(void){ // Начало отображения в памяти процесса BYTE *pimage = (BYTE*)GetModuleHandle(NULL); BYTE *pidata; // Стандартные структуры описания PE заголовкаIMAGE_DOS_HEADER *idh; IMAGE_OPTIONAL_HEADER *ioh; IMAGE_SECTION_HEADER *ish; IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR *iid; DWORD *isd; //image_thunk_data dword// Получаем указатели на стандартные структуры данных PE заголовкаidh = (IMAGE_DOS_HEADER*)pimage; ioh = (IMAGE_OPTIONAL_HEADER*)(pimage + idh->e_lfanew + 4 + sizeof(IMAGE_FILE_HEADER)); ish = (IMAGE_SECTION_HEADER*)((BYTE*)ioh + sizeof(IMAGE_OPTIONAL_HEADER));//если не обнаружен магический код, то у этой программы нет PE заголовкаif (idh->e_magic != 0x5A4D) { MessageBox(NULL, "Not exe hdr", "Error!", 0); return; } //ищемсекцию .idata for(int i=0; i<16; i++) if(strcmp((char*)((ish+ i)->Name) , ".idata") == 0) break; if(i==16) { MessageBox(NULL, "Unable to find .idata section", "Error!", 0); return; } // Получаемадрессекции .idata(первогоэлемента IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR) iid = (IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR*)(pimage + (ish +i)->VirtualAddress );// Получаем абсолютный адрес функции для перехватаadr_MessageBoxA = (DWORD)GetProcAddress( GetModuleHandle("user32.dll"), "MessageBoxA"); if(adr_MessageBoxA == 0) { MessageBox(NULL, "Can`t get addr_MessageBoxA", "Error!", 0);return; } // В таблице импорта ищем соответствующий элемент для // библиотеки user32.dll while(iid->Name) //до тех пор пока поле структуры не содержит 0{ if(strcmp((char*)(pimage + iid->Name), "USER32.dll") ==0 ) break; iid++; } // Ищемв IMAGE_THUNK_DATA нужныйадрес isd = (DWORD*)(pimage + iid->FirstThunk); while(*isd!=adr_MessageBoxA && *isd!=0) isd++; if(*isd == 0) { MessageBox(NULL, "adr_MessageBoxA not found in .idata", "Error!", 0);return; } // Заменяем адрес на свою функциюDWORD buf = (DWORD)&Intercept_MessageBoxA;DWORD op; // Обычно страницы в этой области недоступны для записи // поэтому принудительно разрешаем запись VirtualProtect((void*)(isd),4,PAGE_READWRITE, &op);// Пишемновыйадрес WriteProcessMemory(GetCurrentProcess(), (void*)(isd),(void*)&buf,4,&written); //восстанавливаем первоначальную защиту области по записиVirtualProtect((void*)(isd),4,op, &op);//если записать не удалось – увы, все пошло прахом…if(written!=4) { MessageBox(NULL, "Unable rewrite address", "Error!", 0);return; }}

А вот так выглядит подстановочная функция: