Дополнительная клавиатура расположена справа. Она предназначена как для ввода чисел, так и для дублирования клавиш управления курсором. Если нажата клавиша <NumLock> (горит индикатор), то вводятся цифры. При повторном нажатии на эту клавишу индикатор гасится, и дополнительная клавиатура дублирует управляющие клавиши.
Рассмотрим более подробно служебные клавиши на примере таблицы 1:
Таблица 1
Название клавиши | Функция клавиши |
Esc (Escape) | Обычно служит для отмены какого-либо действия или для выхода из программы. |
Enter | Служит для завершения ввода строки и перехода на следующую строку, принятия положительного ответа на вопрос и т.д. |
Tab | Предназначена для формирования отступов в тексте, переключения между различными альтернативами в диалогах. |
Shift | Клавиша переключения регистра. Если нажать эту клавишу и, не отпуская её, нажать клавишу с буквой, то введётся заглавная буква. Кроме того, некоторые клавиши (например, цифровые) имеют два символа. Простое нажатие клавиши вводит символ, указанный на клавише снизу. Нажатие с клавишей <Shift> вводит символ, указанный сверху. На клавиатуре, для удобства, имеется две клавиши <Shift>. Как правило, они идентичны, хотя в некоторых программах они могут иметь различные функции. |
Caps Lock | Фиксированное переключение регистра в режим ввода прописных букв. Горит индикатор. |
Ctrl | Управляющая клавиша, расширяет возможности клавиатуры. Используется в комбинации с другими клавишами. Какую именно клавишу необходимо нажать для той или иной команды – зависит от конкретной программы. |
Alt | Альтернативная управляющая клавиша. Её назначение сходно с клавишей <Ctrl>, однако они не идентичны. Комбинации с клавишей <Alt> и с клавишей <Ctrl>, как правило, запускают разные программы. |
Backspace | Стирает последний введённый символ или символ, стоящий слева от курсора. |
Insert (сокр.: <Ins>) | Служит для переключения режимов вставки/замены символов при редактировании текста, для добавления нового элемента в список. |
Delete (сокр.: <Del>) | Служит для удаления чего-либо, например, выделенного фрагмента текста, символа справа от курсора, элемента списка и т.д. |
Home | Предназначена для перехода в начало (строки, списка и т.п.) |
End | Предназначена для перехода в конец (строки, списка и т.п.) |
PageUp (сокр.: <PgUp>) | Предназначена для перехода на предыдущую страницу или прокрутки изображения на экране вверх. |
PageDown (сокр.: <PgDn>) | Предназначена для перемещения изображения на экране вниз. |
Стрелки | При редактировании текста позволяют перемещать курсор в соответствующим направлении. |
Scroll Lock | В далёком прошлом служила для включения/отключения режима прокрутки экрана, однако давно уже утратила своё первоначальное назначение. Сейчас её назначение зависит от конкретной программы, но используется она крайне редко. |
Print Screen (сокр.: <PrnScr>) | Ранее использовалась для того, чтобы напечатать содержимое экрана на принтере. Иногда и в наши дни она используется таким или подобным образом. |
Pause/ Break | Имеет два назначения: простое нажатие этой клавиши включает режим паузы, и нажатие вместе с клавишей <Ctrl> служит для того, чтобы прервать выполняемое действие. |
Специально для работы с MicrosoftWindows 95/98/2000/NT4/XP на клавиатуре появились две клавиши вызова системного меню с изображением логотипа Windows и клавиша вызова контекстного меню с изображением меню.
Для полноценной работы с клавиатурой требуется определённый навык, на развитие которого потребуется время. Существуют специальные программы – клавиатурные тренажёры, позволяющие ускорить приобретение навыка.
Местоуказания (манипуляторы)
Для управления работой современных программ используются различные манипуляторы. Манипуляторы осуществляют непосредственный ввод информации, указывая курсором-указателем на экране монитора команду или место ввода данных.
2. Мышь это устройство, предназначенное для обеспечения удобства работы с современным программным обеспечением.
Мышь представляет собой электронно-механическое устройство, с помощью которого осуществляется дистанционное управление курсором на экране монитора. Внутри мыши помещен шарик, покрытый мягкой резиной. При движении мыши по гладкой поверхности шарик вращается. Его вращение передается двум валикам (перфорированные колесики), оси которых перпендикулярны между собой. На валиках установлены диски с прорезями. С одной стороны от диска стоит небольшой источник света (светодиод), а с другой стороны - приемник света (фототранзистор). При вращении дисков луч света, идущий от светодиода к фототранзистору, прерывается, в результате чего на фототранзисторе возникают импульсы (сигналы). Эти сигналы по проводам передаются в компьютер, где и обрабатываются.
Основной характеристикой мыши является разрешающая способность, которая измеряется в точках на дюйм (dpi). Эта характеристика показывает, какое минимальное перемещение мыши по плоскости фиксируется следящей системой. Некоторые модели имеют динамическое разрешение более 100 dpi. Это означает, что механика фиксирует перемещение мыши менее чем 1/40 миллиметра. На самом деле, динамическое разрешение - величина не постоянная для данной модели. Ее можно регулировать при перемещении указателя по экрану. Если разрешение порядка 400 dpi, то очень трудно установить курсор в нужное место. Он будет прыгать из стороны в сторону как бы по невидимым квадратикам.
Манипулятор "мышь" - как правило, самый дешевый из компонентов компьютера, поэтому и отношение к нему соответствующее: очень часто почти безразличное ("лишь бы была"). В то же время, очевидно, что мышь - крайне важное устройство в составе ПК, поскольку вместе с клавиатурой постоянно используется для ввода информации и управления ею внутри компьютера.
Мыши различаются по свойствам:
· способ считывания информации (механические, оптические, оптико-механические);
· количество кнопок;
· способ соединения (проводные и беспроводные).
Инфракрасная мышь отличается от обычной наличием устройства беспроводной связи с системным блоком.
3. Световое перо-это светочувствительное устройство, предназначенное для снятия координат точек экрана, ввода данных в информационную систему.
Световое перо, по форме напоминающее пишущую ручку, именуемое также пером предназначено для взаимодействия с экраном монитора. В наконечнике пера устанавливается фотоэлемент, который реагирует на световой сигнал, передаваемый экраном в точке прикосновения пера, и момент этой реакции сообщается системе.
Здесь сопоставляется время появления сигнала с синхросигналом развертки изображения. В результате, определяется положение светового пера на экране (то есть световое перо фиксирует момент, когда электрон, вылетевший из ЭЛТ, достиг назначенного пикселя, затем возникает импульс в момент регенерации именно этого участка картинки на мониторе, это возможно потому, что изображение формируется построчно). Не работает с LCD мониторами. Световое перо не требует создания специального экрана или его покрытия, как у сенсорного устройства. Сказанное позволяет выделять точку, указываемую пользователем, и благодаря этому вводить информацию в систему.
Световое перо относится к полуавтоматическим устройствам, осуществляющим непосредственный контакт с экраном, и работает по принципу временного совпадения. Пером это устройство названо условно, так как никакого воздействия на экран оно не оказывает, а само воспринимает его световое излучение. Конструктивно световое перо состоит из цилиндрического корпуса, внутри которого размещен светочувствительный элемент. На заостренном конце пера имеется отверстие, в котором закреплена линза, фокусирующая попадающий на нее свет и направляющая его на светочувствительный элемент. Последний связан с усилителями, воздействующими на пороговую схему. Все эти элементы обычно собраны в одном корпусе. Для исключения воздействия окружающего света перо включается лишь после прижатия его конца к поверхности экрана. Световое перо может использоваться как альтернативный сенсорному экрану способ без клавиатурного ввода, как устройство для более точного ввода графической информации.
Параметры световых перьев:
· Максимальное расстояние до монитора (около 5 см)
· Разрешающая способность (600x600 dpi)
· Эргономичность
4. Трекбол (шаровой манипулятор) – это шар, расположенный вместе с кнопками на поверхности клавиатуры (перевёрнутая мышь). Для него не требуется коврик и пространство для перемещения манипулятора. Перемещение указателя по экрану обеспечивается вращением шара. Применяется в портативных компьютерах.
5. Графические планшеты (дигитайзеры). Эти устройства предназначены для ввода художественной графической информации. Существует несколько различных принципов действия графических планшетов, но в основе всех их лежит фиксация перемещения специального пера относительно планшета. Такие устройства удобны для художников и иллюстраторов, поскольку позволяют им создавать экранные изображения привычными приемами, наработанными для традиционных инструментов (карандаш, перо, кисть).К техническим характеристикам планшетам относятся: разрешающая способность (линий/мм), площадь рабочей области и количество уровней чувствительности к нажатию пера.
6. Джойстик — устройство ввода информации, которое представляет собой манипулятор, посредством которого можно задавать экранные координаты графического объекта; также может выполнять функции клавиатуры.