Во-вторых, брачным договором может устанавливаться долевая собственность как в отношении общего имущества супругов, находящегося в их совместной собственности, так и в отношении их раздельного имущества. Поэтому важно определить в договоре конкретное имущество, к которому будет применяться именно этот режим собственности, и установить критерии определения долей каждого из супругов в праве долевой собственности. Например, размер долей может определяться в зависимости от дохода, от степени участия каждого из супругов в приобретении имущества. Также можно согласовать конкретный размер долей: равные доли, 1/3 и 2/3 и т.п. Если конкретный размер долей или принцип его определения в договоре не согласован, доли будут считаться равными (п. 1 ст. 245 ГК РФ). При установлении режима долевой собственности к соответствующим имущественным отношениям супругов должны применяться нормы гражданского законодательства об общей долевой собственности (ст.ст. 245-252 ГК РФ).
В-третьих, законом предусматривается возможность установления брачным договором режима раздельной собственности супругов (как в отношении имеющегося имущества, так и в отношении имущества, приобретение которого предполагается в будущем). Распространение этого режима на будущее время имеет свои недостатки, т.к. «предполагает учет имущества, приобретенного каждым из супругов»[105]. «Иными словами, - уточняет Л.Б. Максимович, установление режима полной раздельности, дающего желанную имущественную самостоятельность в браке, не избавляет супругов от необходимости ведения учета приобретаемых вещей, хранения кассовых и товарных чеков, подтверждающих приобретение той или иной вещи, чтобы в случае возникновения спора супруг-собственник мог подтвердить свое право собственности документально»[106]. Безусловно, «постоянная концентрация внимания на учете приобретаемого имущества»[107], не способствует укреплению семьи, тем не менее, установление режима полной раздельности может стать оптимальным вариантом для отдельных супружеских пар.
Как считает З.И. Воронина, установление только одного из указанных в СК РФ режимов явно недостаточно для удовлетворения всех потребностей супругов. Режим отложенной общности представляет собой модификацию режима общности и раздельности. При этом режиме в период брака все имущество супругов является раздельным, однако в случае развода или раздела имущества по требованию кредиторов супруга все имущество складывается и делится между супругами пополам или, по желанию супругов, в иных долях[108].
«Режим внесенного имущества, - подчеркивает З.И. Воронина, - более выгоден для супругов-предпринимателей»[109]. При этом режиме каждый из супругов вносит часть своих доходов в размере, определенном брачным договором, в общий бюджет. Одновременно соглашением супругов могут быть определены цели, на которые будут направлены внесенные средства.
Устанавливая режим частичной общности, супруги могут договориться, что на отдельные виды имущества (например, недвижимость) будет распространяться режим общей совместной собственности, а все остальное имущество будет раздельным. Или наоборот: отдельные виды имущества будут находиться в собственности каждого из супругов, а все остальное имущество будет общим.
Учитывая вышеизложенное, мы считаем целесообразным внести коррективы в абз. 1 п. 1 ст. 42 СК РФ, изложив его в следующей редакции: «Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим имущества (статьи 34, 36 настоящего Кодекса), установив режим долевой, раздельной собственности на все имущество супругов, находящееся в общей совместной собственности, или его отдельные виды и (или) режим долевой, совместной собственности на имущество каждого из супругов».
В соответствии с п. 2 ст. 42 СК РФ права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками (ст. 190 ГК РФ) либо ставиться в зависимость от наступления или от не наступления определенных условий (ст. 157 ГК РФ). В силу ст. 157 ГК РФ таким условием может быть обстоятельство, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Вместе с тем, условия должны быть законными и осуществимыми. При этом различают отлагательные условия (если в зависимость от указанных обстоятельств ставится возникновение прав и обязанностей) и отменительные условия (если в зависимость от указанных обстоятельств ставится прекращение прав и обязанностей). В зависимость от указанных условий может быть поставлено возникновение и (или) прекращение отдельных прав и (или) обязанностей (например, в случае получения женой высшего образования возникает обязанность мужа по предоставлению автомобиля, приобретенного им до вступления в брак, в общую совместную собственность) или вступление в силу и (или) прекращение действия брачного договора в целом.
Предоставляя широкие возможности в регулировании супружеских имущественных отношений, закон устанавливает конкретные ограничения, касающиеся возможных условий брачного договора. Данные ограничения имеют своей целью обеспечение защиты прав и интересов, как самих супругов, так и других членов семьи (в первую очередь - детей). Перечень условий, включение которых в брачный договор недопустимо, представлен в п. 3 ст. 42 СК РФ.
Во-первых, брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов (будущих супругов). Данное положение согласуется со ст. 22 ГК РФ, в силу которой никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом (п.1 ст. 22 ГК РФ), а полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение его правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (п.3 ст. 22 ГК РФ). Содержание правоспособности раскрывается в ст. 18 ГК РФ, в соответствии с которой граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью и т.д., перечень возможностей не является исчерпывающим. В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий и представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Также, брачный договор не может ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав. Такое ограничение имеет в своей основе конституционную норму, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ).
Особо подчеркнем тот факт, что брачным договором не может определяться судьба имущества, принадлежащего ребенку. Причем, вещи, приобретенные супругами исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей, также необходимо считать имуществом ребенка. В связи с этим императивная норма п.5 ст. 38 СК РФ, предусматривающая, что вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей разделу не подлежат и передаются тому из супругов, с которым проживают дети, не может быть изменена брачным договором.
В силу п. 3 ст. 42 СК РФ брачный договор не может содержать условия, направленные на ограничение права нетрудоспособного нуждающегося супруга, на получение содержания. Как справедливо утверждает О.Н. Низамиева, в брачном договоре нельзя снизить уровень гарантированное права на получение содержания по сравнению с законным алиментированием супругов (бывших супругов), поскольку речь идет о жизненно необходимом праве нуждающегося в помощи лица[110]. По нашему мнению, анализируемое требование ст. 42 СК РФ должно быть распространено и в отношении иных лиц, указанных в ст. 89 СК РФ, а также, учитывая возможность заключения брачного договора на случай расторжения брака, лиц, указанных в ст. 90 СК РФ.
Условиями, ставящими супруга в крайне неблагоприятное положение, являются иные условия, исполнение которых влечет значительное нарушение имущественных интересов супруга. Факт нарушения имущественных интересов супруга устанавливается судом в сравнении с положением этого супруга при применении к имущественным отношениям супругов законного режима.