ТЕМА:
«Среда разработки VBA»
Алгоритм – это точное и понятное описание последовательности действий над заданными объектами, позволяющее получить конечный результат.
Вы уже не раз встречались с алгоритмами в различных школьных предметах. Например, в химии получение того или иного соединения можно описать с помощью алгоритма. Решение примеров и неравенств в матике - это сплошные алгоритмы. Алгоритмы везде, например ваши действия каждое утро можно представить данным алгоритмом:
- Проснулись
- Встали с постели
- Умылись и почистили зубы
- Оделись
- Позавтракали
- Пошли (поехали) в школу
В алгоритме важна последовательность действий и уровень детализации (подробность описания действий). Если в алгоритме пропущено одно действие (например – одеться) – то произойдёт серьёзная неприятность.
Ничего хорошего не произойдёт, если поменять местами два действия: проснулись-встали с постели, тогда вы – «лунатик», надо обращаться к врачу.
Алгоритм решения одной и той же задачи может быть представлен по-разному: устно, в виде схемы, графически с помощью рисунка, записан письменно в тетрадь.
Важно, чтобы исполнитель алгоритма чётко понимал, что от него требуется. Исполнителем может быть животное, человек, машина, поэтому пользуйтесь в алгоритме командами, которые исполнитель может понять.
Составить алгоритм действия: принести карандаш, который лежит в углу аудитории и подать преподавателю. Алгоритм для собаки, человека и машины, должны составить учащиеся, преподаватель, при необходимости корректирует алгоритм.
Для моделирования ситуации можно выбрать одного студента, пусть он будет роботом и знает команды ВП, НД, ЛВ, ПР,НАКЛОН, параметры первых двух команд количество шагов, третей и четвертой угол поворота, а учащиеся пусть зададут ему алгоритм, необходимый для выполнения действия. Для усложнения алгоритма можно поставить преграды в виде стульев.
При составлении любого алгоритма используются одни и те же составные блоки, называемые базовыми структурами. Их всего три: следование, развилка, цикл. Это три типа кирпичиков, из которых можно сложить любой алгоритм. Для графического представления базовых структур используют специальные обозначения. Приступим к описанию базовых структур.
1. Следование (линейный алгоритм) означает, что действия должны быть выполнены последовательно одно за другим. На практике, как правило, сводится к вводу исходных данных, вычислениям по одной или нескольким формулам и выводу полученных результатов, не требуя отдельного запоминания промежуточных результатов.
2. Развилка (разветвляющийся процесс), означает выбор одного из двух вариантов в зависимости от значения некоторого логического выражения
Развилка: « Если – то – иначе»
Может оказаться, что при одном из значений логического выражения не нужно выполнять никаких действий. В этом случае структура развилки может быть представлена в таком виде Развилка: «Если – то»
3. Цикл означает повторное выполнение одного и того же действия или блока действий, называемых телом цикла.
Циклы бывают«До»(с постусловием - условие проверяется после выполнения цикла), «Пока»(с предусловием - условие проверяется перед выполнением цикла)
Цикл - «Пока» с предусловием
Вначале – на первом шаге цикла – проверяется значение логического выражения. Если оно истинно, то выполняется тело цикла.
Затем – на втором шаге цикла – снова делается проверка значения логического выражения и, если оно всё ещё истинно, снова выполняется тело цикла и т.д.
Цикл завершается, когда значение логического выражения становиться ложным.
Значение логического выражения проверяется после выполнения тела цикла
Цикл завершается, когда значение логического выражения становиться истинным
Чтобы зайти в VBA не нужно покупать специальное программное обеспечение, достаточно зайти в MS Word или MS Excel и нажать комбинацию клавиш Alt+F11
Внешний вид окна VBA
Основные элементы VBA:
- Меню, в состав которого входят все команды, которые используются при создании приложений;
- Toolbox (Панель элементов управления), при помощи данного элемента среды разработки программист может размещать на форме те или иные элементы управления, которые необходимы для создания приложения;
- Контекстное меню;
- Toolbar (Панели инструментов), представляют собой различные группы кнопок при помощи которых можно выполнять те или иные операции(1-добавить окно дизайнер форм, 2- запуск программы, 3-временная остановка программы, 4- завершение работы программы, 5- отобразить окно проводника проектов, 6- отобразить окно свойств, 7- отобразить Панель элементов управления)
- Project(окно проводника проектов)используется в случае необходимости работы с несколькими проектами одновременно;
- UserForm (дизайнер форм)окно, которое служит для редактирования форм, то есть добавления и удаления из них различных элементов управления;
- Properties (Окно свойств) используется для того, чтобы изменять свойства выделенного объекта, в частности, элемента управления;
- Code (Окно редактирования кода) предназначено для создания и редактирования кода программы, для его появления нужно дважды щелкнуть на форме или элементе управления, расположенном на ней.
Окно редактирования кода
Внешний вид окна VBA можно изменять с помощью пункта меню View (Вид).
Описание назначения некоторых встроенных элементов управления:
1. CommandButton (Управляющая кнопка) выполнение приложением определённых действий, вызванных нажатием на управляющую кнопку; |
2. Image (Изображение) вывод графических элементов в форме; |
3. Label (Метка) отображение надписей в форме; |
4. TextBox (текст) ввод текста; |
Имена элементов управления строятся согласно правилу: <Имя>::=<Префикс><Базовое имя>
Общепринятые префиксы для основных элементов управления
Префикс | Элемент управления | Пример |
Cmd | CommandButton (Управляющая кнопка) | cmdExit |
Frm | Form (Форма) | frmMain |
Img | Image (Изображение) | imgSpace |
Lbl | Label (Метка) | lblComment |
Txt | TextBox (текст) | txtLetter |
chk | CheckBox (Флажок) | chkAgreement |
Cbo | ComboBox (Ниспадающий список) | cboList |
Dat | Data (Данные) | DatTable |
Dir | DirListBox (Список каталогов) | dirFolder |
Drv | DriveListBox (Список дисков) | drvDevice |
Fil | FileListBox (Список файлов) | filDocument |
Fra | Frame (Рамка) | fraTitle |
Hsb | HScrollBar (Горизонтальная полоса прокрутки) | hsbPicture |
Lin | Line (Линия) | linDiagonal |
Lst | ListBox (Список элементов) | LstSurname |
mnu | Menu (Меню) | mnuHelp |
ole | OLE (Контейнер OLE) | oleGraph |
Opt | OptionButton (Переключатель) | optAgeGroup |
pic | PictureBox (Рисунок) | picScreen |
Shp | Shape (Фигура) | shpRect |
Tmr | Timer (Таймер) | tmrCurrent |
Vsb | VScrollBar (Вертикальная полоса прокрутки) | vsbText |
Имя элемента управления задаётся в свойстве Name.
Переменная – это определённая область памяти, форматированная в соответствии с определённым типом данных.
Формат:
Dim Имя переменной As тип данного
Имя переменной должно подчиняться определённым правилам:
1. Имя переменной должно начинаться с буквы
2. Не должно содержать точку
3. Длина не должна превышать 256 символов
4. Имя переменной не должно быть ключевым словом
Пример:
Dim а, с As Integer
Dim а, с As Double
Типы данных – это способы хранения и представления данных
Используемые типы данных и их описание
Тип | Содержимое | Память, байт | Диапазон возможных значений |
Integer | Целые числа | 2 | [-215;215-1] |
Long | Целые числа | 4 | [-231;231-1] |
Single | Вещественные числа одинарной точности | 4 | [-2128;-2149] и [2-149;2128-1] |
Double | Вещественные числа двойной точности | 8 | [-21024;-21074] и [2-1074;21024-1] |
Currency | Вещественные числа (целая часть – до 15 цифр, дробная – до 4 цифр) | 8 | [-263*10-4; (263-1) *10-4] |
String | Текст | 1 для каждого символа | До 216символов для строк фиксированной длины. До 231 символов для динамических строк |
Byte | Целые числа | 1 | [0;28-1] |
Boolean | Логические значения | 2 | [True;False] |
Date | Дата и время | 8 | [1.01.100;31.12.9999] |
Object | Объект | 4 | Ссылка на объект |
variant | Любая | 16+ (1 для каждого символа) | Диапазон не определён |
Список суффиксов для неявного определения типов данных