Смекни!
smekni.com

Правовой режим особо охраняемых природных территорий (стр. 14 из 17)

На территории РФ насчитывается более 10 естественных и искусственных пещер, использующихся для проведения регламентированной экскурсионно-рекреационной деятельности и имеющих специальное оборудование, обеспечивающее безопасность посетителей и облегчающее процесс прохождения естественных препятствий рельефа, а так же защиту объекта от несанкционированного доступа. Экскурсионные пещеры и подземные горные выработки имеются на территории Пермского, Краснодарского и Красноярского края, Республики Башкортостан, Нижегородской и Ленинградской областей.

Одна из крупнейших карстовых пещер Южного Урала – Шульган-Таш (Капова) – расположена в Бурзянском районе Республики Башкортостан, на территории государственного природного заповедника "Шульган-Таш", на правом берегу реки Белой в ее широтном течении. Пещера заложена в серых хемогенных известняках нижнекаменноугольного возраста и представляет собой 4-этажную разветвленную систему карстовых полостей общей длиной 2910 м и объемом 155600 м3. В своей работе мы попытаемся рассмотреть историю и современные проблемы экскурсионного и рекреационного освоения пещеры, представляющей собой уникальный памятник истории и культуры мирового значения, а так же проблемы сохранения уникальной живописи эпохи позднего палеолита.

Пещера Шульган-Таш является одной из старейших экскурсионных пещер России. Начало ее использования, как объекта туризма, с уверенностью можно датировать концом 19 века. В 1923-1926 и 1931 годах пещера была обследована Заслуженным деятелем науки БАССР, профессором Г.В. Вахрушевым. Им были обнаружены две деревянные лестницы, одна из которых была приставлена к устью высоко расположенного "Хода Лепехина" (зал Хаоса), другая располагалась в Ступенчатой галерее – в районе подъема на т.н. "первую террасу". На дне Ближнего Большого колодца, в зале Рисунков и при спуске из зала Арочного (Верхнего) в зал Бриллиантовый также были обнаружены полусгнившие лестницы. Исследователь считал, что деревянные лестницы были установлены лесничим Вознесенской лесной дачи В.Ф. Симоном и его коллегами, которым в 1896 году были организованы первые более-менее регулярные экскурсии в пещеру. По другим данным, лестницы и трапы с перилами были установлены приказчиком бывшего в с. Иргизлы Вознесенского медеплавильного завода неким Беком. По опросам местного населения, проведенным в 1960 году участниками экспедиции под руководством И.К. Кудряшева, выяснилось, что последний любил водить в пещеру своих гостей из других губерний России. Так же, у И.К. Кудряшева имеется упоминание о затонувшей в Дальнем верхнем озере деревянной лодке, доставленной в пещеру в конце 1920 – начале 1930 года учителем Иргизлинской школы Акуловым. В 1958 году создается Прибельский филиал Башкирского Государственного заповедника, в пределы которого входит пещера Шульган-Таш. В 1959 году зоологом заповедника Александром Владимировичем Рюминым в ней была открыта пещерная живопись эпохи позднего палеолита. Эта находка принесла пещере мировую известность и многократно увеличила интерес к объекту, как со стороны ученых, так и со стороны общественности.

В 1961 году в пещере начались работы экспедиции Института археологии АН СССР под руководством Отто Николаевича Бадера. Археологами были выполнены работы по поиску и описанию рисунков, реставраторы Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря расчистили найденные рисунки от покрывавшего их слоя глинистых пленок, грязи и автографов посетителей; вскрыли из под мощных натечных кальцитовых кор композицию "Лошади и знаки зала Хаоса". Проведение расчисток ухудшило сохранность многих рисунков, т.к. их красочный слой в настоящее время обнажен для воздействия неблагоприятных внешних факторов.

9 июня 1964 года вышло в свет Постановление Совета министров Башкирской АССР №379 и, начиная с 17 августа 1965 года, пещера "включена в число ценных комплексных памятников природы, имеющих большое значение для понимания теоретических положений геологии, геоморфологии, гидрогеологии, гидрологии, спелеологии, археологии". В это же время, ввиду распространившихся слухов о целебных свойствах пещерной воды и глины, в Шульган-Таш началось массовое паломничество больных со всех концов Советского Союза. В связи с этим, в южном конце Главной галерее была установлена вторая металлическая решетка. В 1967 году состоялось открытие всесоюзного водного туристического маршрута №57 по реке Белой, включающего посещение пещеры. Как видно из рис. 1, антропогенный прессинг объекта возрос.

8 октября 1971 года вышло Постановление Совета министров Башкирской АССР "О неотложных мерах по охране Каповой пещеры и ее благоустройству", в котором было признано необходимым временно прекратить доступ в пещеру для посетителей и возложить на институт "Башкиргражданпроект" проектирование экскурсионного комплекса на базе спелеокомплекса. Генподрядчиком работ по благоустройству был назначен трест "Башремонтстрой".


Рис. 1. Динамика посещаемости пещеры Шульган-Таш в 1970 – 2008 годах

В 1977 году в пещере работала экспедиция Кафедры геологии и геоморфологии Института Геологии БФАН СССР под руководством Е.Д Багдановича. Основной целью данной экспедиции было проведение комплекса изысканий под проектирование экскурсионного маршрута. Было произведено географического описание района пещеры, исследовались ее морфологические, инженерно-геологические, гидрологические и климатические параметры, описаны и закартированы основные достопримечательности (предлагаемые для демонстрации туристам), выполнена теодолитная съемка первого этажа. Один из участников экспедиции производит описание санитарного состояния пещеры, имевшего место на момент ее обследования (лето 1977): "В разных местах встречаются предметы, оставленным больными: стеклянные банки, бутылки, лежанки из досок, бумага, остатки пищи. В отдельных местах стоит неприятный запах". Отмечается, что вторая решетка, установленная в 1965 году, к этому времени уже пришла в аварийное состояние.

На основании произведенных изысканий проектным институтом "Башкиргражданпроект" осуществляется проектирование экскурсионного комплекса (главный архитектор Ю.А. Пацков). Первая очередь подземного туристического маршрута должна была включить в себя электрифицированный кольцевой маршрут до зала Хаоса с 14 смотровыми площадками. В качестве осветительных приборов планировалось использовать шахтные прожектора.

В 1983 году, в рамках частичной реализации данного проекта, по настоянию археологов немного глубже в пещеру от места установки первой старой заградительной решетки (в 25 м от входа) началось строительство новой железобетонной решетки – однако, оно было остановлено ввиду отсутствия рабочих. Незаконченная решетка была согнута зимой морозным пучением глин и весной рухнула.

В 1983-1984 годах пещеру закрывала от проникновения туристов только одна заградительная решетка, находящаяся в аварийном состоянии – археологам приходилось подпирать ее березовыми бревнами, т.к. решетка могла упасть в любой момент (создавая тем самым угрозу для самих археологов). К этому времени, строительными организациями для обустройства инфраструктуры комплекса к кордону "Капова пещера" ("Мурат-Тугай") была подведена гравийная дорога, построена вертолетная площадка, поставлено несколько столбов для электропроводки в направлении пещеры (далее до пещеры предполагалось проложить электрокабель), к первой (строящейся) заградительной решетке отсыпана пешеходная дорожка. Вход в пещеру постоянно и круглосуточно охраняли двое лесников-сторожей, работающих по специальному графику. Сторожа встречали приплывающих по реке туристов, в случае желания последних подводили их к входу для ознакомления.

В 1986 году Прибельский филиал Башкирского Государственного заповедника был преобразован в государственный природный заповедник Шульган-Таш. В дальней части Главной галереи, пред Сталагмитовым залом, по инициативе бывшего директора заповедника М. Абдулова была установлена еще одна заградительная решетка, сваренная из стальных труб. Решетка, ввиду большого диаметра использованных труб, сократила просвет сечения хода на 70%, что существенно повлияло на режим вентиляции первого этажа (замедлился процесс обновления воздушных масс в залах Купольный, Знаков и Хаоса). С использованием методик, широко применяемых в шахтной и строительной аэрологии, было рассчитано, что на участке местного сопротивления воздушного потока, создаваемого решеткой, его напор уменьшается на 98%. Обмен воздуха между залами первого этажа и Главной галереей после установки решетки осуществляется в основном через Ступенчатую галерею. Кроме того, эта ржавая конструкция ухудшила эстетический облик пещеры. До 2002 года, туристы имели возможность, преодолев небольшой скальный уступ и обойдя решетку по северному борту Ступенчатой галереи, проникнуть на второй этаж к рисункам. Кроме того, в решетке имелось отверстие, которое прикрывалось отбитой трубой, в него туристы проникали на протяжении двух лет.

В начале 90-х годов было решено возобновить экскурсионное использование пещеры. В 1995 году при заповеднике Шульган-Таш формируется отдел экологического просвещения, включающий штат экскурсоводов и методистов. 30 мая 1996 выходит в свет "Положение о сохранении и ограниченном использовании пещеры Шульган-Таш (Каповой)", утвержденное МЧС и Министерством культуры РБ. В 1995-2002 годах утвержденный экскурсионный маршрут в пещере проходил по первому этажу до композиции "Лошади и знаки зала Хаоса". Оборудование маршрута (если не считать трех защитных решеток) отсутствовало, для освещения использовались индивидуальные источники света (шахтерские аккумуляторные фонари). Люди ходили по рыхлому водонасыщенному грунту и скользким глыбам завала зала Хаоса. Ввиду нарастающей экскурсионной нагрузки на пещерный комплекс (см. рис. 1) и негативное влияния массовой посещаемости на микроклиматический режим пещеры и, как следствие, на условия сохранения живописи, в 2002 году доступ туристов к оригиналам живописи был прекращен. В Главной галерее были созданы копии рисунков и туристы перестали ходить дальше второй решетки. Копии воссоздал известный Санкт-Петербурский художник-анималист Владимир Черноглазов, уже бывавший в пещере и хорошо знающий рисунки Каповой и западноевропейскую палеолитическую живопись.