В состав имущества, подлежащего разделу, включается общее имущество супругов (в том числе и денежные суммы), нажитое супругами в период брака и имеющееся у них в наличии на время рассмотрения дела судом либо находящееся у третьих лиц (аренда, безвозмездное пользование, хранение, доверительное управление, подряд и т. п.). При разделе имущества учитываются также общие долги супругов (п. 3 ст. 39 СК) и права требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.
Общие долги супругов (например, кредит в коммерческом банке на нужды семьи) и права требования (например, ценным бумагам — акциям, облигациям, векселям) распределяются между супругами пропорционально присужденным долям.
Общие обязательства (долги) супругов, как следует из содержания п. 2 ст. 45 СК, — это те обязательства, которые возникли по инициативе супругов в интересах всей семьи обязательства одного из супругов, по которым все полученное им было использовано на нужды семьи (например, кредит, взятый супругами в банке на строительство дома, договор займа). Общий долг может быть результатом совместного причинения супругами вреда другим лицам (ст. 1080 ГК).
Супруги вправе требовать раздела всех разновидностей общего имущества, включая ценные бумаги, вклады, паи, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации на имя одного из них, и др.
При этом важно установить действительную стоимость имущества с учетом его реальной цены не на момент приобретения, а на день раздела имущества.
Здесь во внимание должны быть приняты как степень его износа и утраты потребительской стоимости (автомашины с большим сроком эксплуатации, телевизоры, аудио- и видеотехника устаревших моделей и т. п.), так и, наоборот, возможность существенного роста стоимости имущества в следствие инфляции и иных причин (предметы антиквариата, объекты недвижимости, в том числе жилые дома и квартиры, картриджи, ценные бумаги и т. п.).
В данном случае необходима оценка имущества по рыночной или иной стоимости органом, имеющим лицензию на проведение оценочной деятельности согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.98 № 135-ФЗ. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.[62]
Если судом не будут приняты исчерпывающие меры к правильному определению состава общего имущества супругов и его стоимости на момент вынесения решения, то это приведет к необоснованности судебного решения.
В случае же когда при рассмотрении судом дела о разделе совместной собственности супругов будет установлено, что один из супругов вопреки требованиям ст.35 СК произвел отчуждение общего имущества или израсходовал его по своему усмотрению вопреки воле другого супруга и не в интересах семьи либо скрыл имущество, то при разделе должно быть учтено это имущество либо его стоимость.
Рассматривая дело о разделе общего имущества супругов, суд также определяет виды имущества, не подлежащего разделу.
Так, из состава имущества, заявленного супругами к разделу (оно отражено в описи имущества), суд исключает собственность каждого из супругов (раздельную собственность).
Кроме того, п. 4 ст. 38 СК дает право суду признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
Не подлежат разделу вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 38 СК).
Они передаются тому из супругов, с которым проживают дети, причем без какой-либо компенсации другому супругу. К таким вещам согласно п. 5 ст. 38 СК относятся одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и не приведенные в тексте статьи вещи (игровые приставки, картриджи и т. п.). Примечательно, что закон не говорит в данном случае о том, что это должны быть общие дети супругов.
Не учитываются при разделе общего имущества супругов вклады, внесенные супругами за счет общего имущества на имя их общих несовершеннолетних детей. Такие вклады считаются принадлежащими детям (ч. 2 п. 5 ст. 38 СК). Если же один из супругов делает вклады в банковское учреждение на своего ребенка от предыдущего брака без согласия другого супруга, но за счет общих средств, то данный вклад подлежит разделу.
Установив состав имущества супругов, подлежащей разделу, и его стоимость, суд определяет, какое конкретно имущество подлежит передаче каждому из супругов в соответствии с его долей.
При решении данного вопроса суд, естественно, руководствуется пожеланиями супругов. А если супруги не могут прийти к согласию, то суд присуждает спорные предметы из состава общего имущества с учетом всех обстоятельств дела тому из супругов, кто более всего в них нуждается (в связи с состоянием здоровья, профессиональной деятельностью, для воспитания несовершеннолетних детей)[63].
Суд может передать одному из супругов имущество, стоимость которого превышет его долю, если распределить имущество в соответствии с определенными долями невозможно.
Как установлено п. 3 ст. 38 СК, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация (т.е. вещами, подлежащими также разделу).
Вопрос о денежной компенсации может возникнуть и при разделе имущества, состоящего из предметов профессиональной деятельности (медицинское оборудование, швейное оборудование, музыкальные инструменты, студия звукозаписи и др.).
На практике предметы профессиональной деятельности передаются супругу, осуществляющему соответствующую деятельность, а другому супругу присуждается соответствующая компенсация согласно его доле в общем имуществе[64].
Денежная компенсация присуждается судом одному из супругов и в том случае, когда суд не удовлетворяет его требования о выделе доли из общего имущества в натуре. Так, в соответствии со ст. 254 и 252 (п. 3) ГК суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел:
а) не допускается законом (см., например, п. 2 ст. 258 ГК);
б) невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекции картин, монет, библиотека) неудобство в пользовании и т. п.
Однако тогда этому супругу должна быть выплачена стоимость его доли (в виде денежной суммы или иной компенсации) другим супругом.
Причем выплата подобной компенсации супругу вместо выдела его доли в натуре допускается по общему правилу только с его согласия (п. 4 ст. 252 ГК). Лишь в случаях, когда доля супруга незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, cуд может и при отсутствии его согласия обязать другого супруга выплатить ему компенсацию.
Вопрос о том, имеет ли супруг существенный интерес в использовании общего имущества, разрешается судом в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки в совокупности представленных сторонами доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании этого имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т.д.
Невозможность раздела общего имущества в натуре либо выдела из него доли в натуре не исключает права одного из супругов заявить требование об определении судом порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон (речь может идти о жилом доме квартире, земельном участке).
Разрешая такое требование, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемость каждого из супругов в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования[65].
В Постановлении Пленума ВС РФ от 05.11.98 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» упоминается о том, что решая вопрос о возможности рассмотрения в бракоразводном процессе требования о разделе общего имущества супругов, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц (например, когда имущество является собственностью крестьянского (фермерского) хозяйства или бывшего колхозного двора, в составе которого, кроме супругов и их несовершеннолетних детей, имеются и другие члены, либо собственностью жилищно-строительного или другого кооператива, член которого еще полностью не внес свой паевой взнос, в связи с чем не приобрел право собственности на соответствующее имущество, выделенное ему кооперативом в пользование, и т.п.), суду в соответствии с п.3 ст.24 СК РФ необходимо обсудить вопрос о выделении этого требования в отдельное производство[66].
Правило, предусмотренное п.3 ст.24 СК РФ, о недопустимости раздела имущества супругов в бракоразводном процессе, если спор о нем затрагивает права третьих лиц, не распространяется на случаи раздела вкладов, внесенных супругами в кредитные организации за счет общих доходов, независимо от того, на имя кого из супругов внесены денежные средства, поскольку при разделе таких вкладов права банков либо иных кредитных организаций не затрагиваются.