Прежде чем выяснить роль регулирования имущественных отношений супругов, представляется целесообразным проанализировать механизм правового регулирования супружеских имущественных отношений в целом.
Думается, что анализ процесса правового регулирования имущественных отношений супругов, логично начать с определения предмета правового регулирования, выяснения следующих вопросов: какие имущественные отношения супругов регулируются правом; какими причинами это обусловлено и какова правовая природа имущественных отношений, возникающих между супругами.
В семье между супругами возникает большое количество разнообразных взаимоотношений, проистекающих из физической, нравственной, духовной и материальной природы человеческого существования. Известный дореволюционный цивилист А. И. Загоровский писал: «...надо согласиться, что общепризнанное со времен Модестина определение брака, как самого полного (физического, нравственного, экономического и религиозного) общения жизни между мужем и женой, довольно точное, хотя и не чисто юридическое, как обнимающее собою, кроме юридической, и другие стороны брака»[15].
Однако право регулирует далеко не все отношения, существующие между супругами. Вне правового воздействия остается обширная часть отношений в семье, регулируемая нормами морали, обычая и иными правилами[16]. В этой связи следует отметить, что отношения, складывающиеся в семье, как никакие иные общественные отношения, испытывают на себе значительное влияние традиций, религии, нравственности и других социальных регуляторов.
Имущественные отношения супругов являются предметом регулирования семейного законодательства (ст. 2 СК РФ). Семейное законодательство является отраслью законодательства, специально регулирующей отношения, складывающиеся между членами семьи. Именно по этому такие отношения в литературе получили название-характеристику «семейные».
Регулированию имущественных прав и обязанностей супругов посвящены 3 главы раздела III «Права и обязанности супругов» Семейного кодекса РФ: глава 7 «Законный режим имущества супругов», глава 8 «Договорный режим имущества супругов» и глава 9 «Ответственность супругов по обязательствам». Кроме того, нормы, регулирующие имущественные отношения супругов, содержатся в разделе V СК РФ «Алиментные обязательства членов семьи».
В главе 7 СК РФ указывается, что законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности (ст. 33 СК РФ). Далее в ст. 34 СК РФ устанавливается, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Здесь же более конкретно уточняется состав общего имущества супругов.
Кроме того, в этой главе содержатся: нормы, регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом (ст. 35 СК РФ); нормы, определяющие какое имущество является собственностью каждого из супругов (ст. 36 СК РФ) и, наконец, нормы, регламентирующие раздел общего имущества и определение долей при разделе общего имущества (ст.ст.38, 39 СК РФ).
Глава 8 «Договорный режим имущества супругов» посвящена брачному договору. В соответствии со статьей 40 СК РФ брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Более подробно перечень отношений, регулируемых брачным договором, определяется в пункте 1 статьи 42 СК РФ: «Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов... Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов»[17].
Поскольку имущественные отношения супругов имеют различный характер, постольку в литературе по семейному праву они классифицируются на разные виды. Так, Г. К. Матвеевым было выделено три группы имущественных правоотношений супругов. Первая группа отношений, по мнению автора, связана с правом супругов вступать друг с другом в любые обязательства. Ко второй группе отнесены имущественные связи супругов по поводу их права на те вещи и прочие ценности, которые оказываются в сфере обладания семьи (отношения по поводу имущества). К третьей группе отнесены имущественные обязательства супругов по взаимному содержанию (алиментированию)[18]. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Как правило, выделяется две группы супружеских имущественных отношений. Так, М. В. Антокольская указывает, что имущественные отношения супругов можно подразделить на две группы отношений: отношения супружеской собственности и алиментные правоотношения супругов[19]. Такой же позиции придерживается и Е.А. Чефранова. Однако, классифицируя отношения, автор использует несколько иную терминологию - отношения по поводу совместно нажитого имущества и отношения по поводу взаимной материальной поддержки[20].
Сознательно оставляя вопрос о соотношении понятий «алиментные правоотношения», «отношения по поводу взаимной материальной поддержки» и «отношения по взаимному содержанию», полагаем, что следует обратить внимание на соотношении понятий «отношения собственности» и «отношения по поводу имущества».
Одной из причин использования различной терминологии, вероятно, является отсутствие в законе четкой грани между понятиями «общее имущество супругов» и «общая совместная собственность супругов». В частности в статье 34 СК РФ эти понятия используются как равнозначные. Вместе с тем по мнению некоторых авторов, «различие между ними проводить необходимо, поскольку «имущество» является понятием более широким, чем «собственность», и включает в себя в отличие от последней не только вещные права, но и обязательственные права и обязанности»[21].
В науке гражданского права принято различать термины «отношения собственности» и «отношения по поводу имущества». «Отношения по поводу имущества» иначе именуют «имущественными отношениями». Хотя отношения собственности составляют ядро имущественных отношений, однако, отношения по поводу имущества не исчерпываются отношениями собственности. Наряду с отношениями собственности существуют и иные вещные правоотношения, которые в своей совокупности составляют группу отношений, связанных с принадлежностью имущества (статика). Кроме того, понятием имущественные отношения охватываются также и отношения, связанные с переходом имущественных благ от одних лиц к другим (динамика)[22].
Понимание правового режима собственности супругов напрямую зависит от способа, которым данные правоотношения регулируются. На наш взгляд, решение данного вопроса напрямую зависит от понимания терминов «собственность супругов» и «имущество супругов».
Понятие «имущество», используемое в законодательстве многозначно. В одних случаях под имуществом понимается совокупность принадлежащих лицу вещей, а также имущественных прав и обязанностей, а в других - только наличное имущество, т.е. актив в виде вещей и имущественных прав. Иногда и закон, и сложившееся словоупотребление придают понятию имущества еще более узкое значение. В его состав при этом включаются только вещи, принадлежащие конкретному лицу. Поэтому, представляется совершенно справедливым замечание Е. А. Суханова о том, что «необходимо всякий раз путем толкования уяснять значение этого термина в конкретной правовой норме»[23].
Статьей 128 ГК РФ имущество, включающее в себя вещи (деньги, ценные бумаги) и имущественные права, названо среда объектов гражданских прав. Имущество является объектом и права собственности (ст. 209 ГК).
По мнению некоторых авторов, объектом права собственности могут быть только вещи[24]. Так. Е. А. Суханов указывает, что вещи, являются объектами вещных прав, тогда как действия, а также имущественные права и обязанности могут быть объектами обязательственных либо корпоративных прав, но не вещных отношений[25].
Существует и иной взгляд на проблему, М. И. Брагинским и В. В. Витрянским отмечается, что в современном гражданском праве все в большем объеме выражается тенденция проявления обязательственно-правовых элементов в вещно-правовых конструкциях. «Это находит подтверждение, в частности, в основном вещно-правовом институте - праве собственности. Имеется в виду, что признание объектом соответствующего правоотношения «вещи» становится в ряде случаев слишком узким»[26]. Рядом авторов приводятся доказательства того, что российское законодательство восприняло идею о том, что объектом права собственности являются не только вещи, но и права. Тем самым создается конструкция «права на право»[27].
Указанные различия во взглядах на объекты права собственности находят непосредственное отражение в толковании терминов «имущество супругов» и «собственность супругов».
Комментируя статью 34 СК РФ (совместная собственность супругов) М. Г. Масевич приходит к выводу, что в данном случае термин «имущество» охватывает как вещи, так и различные имущественные права. «В совместную собственность супругов закон включает только имущественные права, но не обязательства». Этот довод автор подтверждает текстом пункта 2 комментируемой статьи, «в котором установлено, что к совместной собственности относится имущество, нажитое в браке. Нажито то, что приобретено, получено, а не долги»[28]. Таким образом, по мнению М. Г. Масевич совместная собственность супругов - это имущество, состоящее из вещей и имущественных прав. П. В. Крашенинников также полагает, что к объектам совместной собственности относится имущество (в том числе имущественные права), приобретенное супругами[29].