Смекни!
smekni.com

Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания (стр. 2 из 15)

По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. «Право» изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474г., в которой уже признавались их «моральное право» и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени.

Итак, следует констатировать, что исторически главными факторами, повлиявшими на формирование института интеллектуальной собственности, явились: разделение труда, обособление интеллектуального труда в особый вид деятельности, превращение продуктов интеллектуального труда в товары, вовлечение их в рыночный товарооборот. [4]

В 1710г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны» и содержавший один из важнейших принципов авторского права - принцип «копирайт» - право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания произведений литературы, постановку различных драматических произведений. Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели массовый характер. «Изобретение» авторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижений человечества в области права. Абсолютное право закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота - фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты были обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих положений.

Происхождение термина интеллектуальная собственность обычно связывается с французским законодательством конца XVIII в. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях.

В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и «существует независимо от признания этого права государственной властью». Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.

Во Франции при «старом порядке» за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789г. смела все «привилегии», в результате чего было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью» (Декрет Учредительного собрания 1789г.), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789г. указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран.

Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалось постепенно. Наиболее «бурную» историю имеет авторское право, патентное право более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877г. с изменениями и дополнениями).

В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав.

Ряд стран пересмотрел свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.

В 1886г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Позже - другие международные договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

Для реализации прав конкретного производителя важно было обозначить свои претензии на исключительность продукта и его происхождение от конкретного производителя. В связи с этим еще в древности появились различные условные обозначения, знаки, которые проставлялись на изделиях в подтверждение производства товара производителем из определенной местности, объединения ремесленников (цеха), или от конкретного производителя.

Исторически сложившееся деление собственности на частную и коллективную потребовало создания системы отличительных обозначений – тамг[5], позволившей выделить имущество того или иного собственника. Тамга – знак, наносимый на собственность и символизирующий ее принадлежность конкретному владельцу. На протяжении 18 века маркировка товаров в Германии была крайне нерегулярной, известные фабрики, гордившиеся своим товаром, помечали изделия уже известными знаками и даже делали их частью декоративного оформления. В большом ходу была имитация знаменитых росписей, да и самих клейм. Мейсенских мастеров копировали мастера из Челси, Дерби, Вустера, Вееспа и Турнея. Еще один вид клейм, а именно знаки владельца, собственника, встречаются преимущественно на изделиях из мейсенского и восточного фарфора. Он состоит из начальной буквы W на мейсенском фарфоре, креста – на японском и инвентарного номера.

Во Франции существовало большое разнообразие меток и знаков – религиозных символов, масонских знаков, денежных знаков, клейм владельцев собственности, геральдических символов, личных знаков печатников, пробирных клейм. Часть из них была унаследована от доримских времен, но большинство возникло в середине века или позднее. Знаки на гончарных изделиях уничтожались, когда некоторые виды из них выходили из моды и продавались без росписи или когда бракованные экземпляры продавались по дешевке. Подобные примеры можно обнаружить на севрских фарфоровых изделиях. Обычно это делалось посредством выскабливания знака на отделочном круге. Известны также случаи, когда мастера устраняли знак, полностью вырубая его и оставляя на поверхности изделия непокрытое глазурью углубление.

Вместе с тем в 18 веке практика маркирования не подвергалась жесткому регулированию со стороны властей, и многие гончарные предприятия наносили на свои изделия собственные знаки, которые очень походили на знак мейсенского фарфора – скрещенные мечи.

Был принят закон Эдуарда III от 1363 года, по которому каждый ювелир должен был иметь свое собственное клеймо мастера. По сути, это было чем–то средним между фабричной маркой и товарным знаком. Неграмотность населения в Англии и во всей Европе была основной причиной использования ювелирами рисунков в качестве собственных клейм. Этот обычай трансформировался в последующем в традицию отражения в клеймах хорошо известных предметов или изображений популярных государственных деятелей, выполненных в легко доступной и простой форме. В конечном счете, рисунок воспринимается человеком легче и сохраняется в памяти значительно дольше, чем слова. Можно достаточно уверенно говорить, что истоки современных товарных знаков заложены в первых рисунках клейм ювелиров, геральдической, культовой и религиозной символики. В последующем маркировка стала включать в себя название фирмы или личное клеймо автора, а несколько позже и дату производства товара с помощью букв и цифр.

В России по мере развития рыночного хозяйства происходил процесс формирования института интеллектуальной собственности параллельно с западноевропейскими странами.

Российское законодательство в области промышленной собственности официально закрепила существовавшие на тот период отношения, связанные с клеймением продукции. Как следует из Полного собрания законов Российской империи, этой датой может считаться 22 апреля 1667 года, когда царь Алексей Михайлович подписал крупнейший законодательный документ второй половины 17 века – «Новоторговый Устав» России. Устав содержал правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Именно в этом документе впервые появляется упоминание клейма. В 17 веке клеймо выполняло функцию таможенного знака для маркировки, чтобы отличать русские товары от иностранных, и подтверждения факта оплаты таможенной пошлины.