Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по созданию слайд фильма (стр. 3 из 5)

Творческий характер завершающего этапа работы над фильмом заключается в том, что здесь продолжает развиваться, углубляться и уточняться режиссерский замысел, а нередко именно в это время он вполне и до конца осмысляется самим режиссером. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что монтаж – это один из способов сблизить иногда весьма отдаленные и не встречающиеся друг с другом в обычной жизни предметы и человеческие судьбы, вскрыть как внешнюю, так и внутреннюю логическую связь их, выстроить в единое целое, анализируя, сопоставляя и обобщая. Остановимся на наиболее распространенных приемах художественного монтажа.

Контрастность. Это сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и их части. Здесь важно, чтобы зритель видел как бы все время два факта, два явления, два действия. И тогда достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность. Конфликт здесь проявляется через монтаж, через столкновение.

Параллелизм – прием монтажа, при котором параллельно могут развиваться две линии, два сюжета, две судьбы, внешне вроде бы и не связанные, но имеющие огромный внутренний контакт. Пудовкин так объяснил сущность этого приема на примере: «Рабочий из вожаков забастовки приговорен к смерти; казнь назначена на пят часов утра. Эпизод смонтирован так: фабрикант – хозяин смертника – выходит пьяный из ресторана, он смотрит на часы-браслет: четыре часа. Показывается смертник – его готовят к отъезду. Снова фабрикант. Звонит у дверей, справляясь с часами, - половина пятого. По улице несется черная под конвоем машина. Открывшая дверь горничная – жена смертника – становится жертвой внезапного бессмысленного насилия. Пьяный фабрикант храпит на постели, рука свисла вниз, виден браслет с часами, стрелка подползает к пяти часам. Рабочего вешают. Здесь два тематически не связанных действия соединены вместе, идут параллельно благодаря часам, которые указывают приближение казни».

Одновременность. Действие одновременно происходит на нескольких экранах сразу, картинка в картинке.

Лейтмотив («напоминание»). Сущность его – подчеркивание основной мысли сценария. Лейтмотив чаще всего включает все средства художественной выразительности. В рекламном ролике – чаще всего, - повторяющийся показ марки товара или его основного качества.

Последовательность – прием монтажа, предполагающий формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, в логическом поступательном развитии.

Вот несколько из распространенных приемов художественного монтажа. Практически количеству их нет предела, так как не может быть предела творческим поискам. Монтаж в рекламе – понятие чрезвычайно сложное и многогранное. Попытаемся рассмотреть все виды монтажа, которые характерны для основных этапов производства фильмов, телепередачи и рекламных видеоклипов.

1. Видеомонтаж (электронный монтаж, ВМЗ) - способ фиксации звука и изображения на магнитную пленку электронным способом. При звукозаписи используются все приемы современного монтажа (конструктивного, художественного, синхронного, асинхронного), применяемые как в телевизионной практике (при студийных и внестудийных передачах), так, непосредственно, и в производстве рекламных видеороликов.

2. Черновой монтаж заключается в выборе наиболее выразительных дублей, их предварительной подрезке и подборе в требуемой последовательности кусков изображения и фонограмм по сценарным эпизодам сценам и т.д. Обычно черновой монтаж производится параллельно со съемками с таким расчетом, чтобы по окончании съемок иметь изображение и синхронные фонограммы, которые подобраны в сценарной последовательности.

3. Окончательный (режиссерский) монтаж производится по окончании съемок и вместе с озвучением составляет особый монтажно-тонировочный период производства фильма (видеоролика). На этом этапе отрабатывается композиция фильма (видеоролика) в целом и его отдельных эпизодов, а также решается звуковая часть.

4. Классический монтаж. Самой простой и первоначальной формой кинематографического показа действия является фиксация целой сцены или даже эпизода в одном длительном кадре, снятом при статичном положении камеры или при незначительном ее движении, не изменяющем направления съемки и крупности персонажей. Такой монтаж только соединяет одну сцену с другой, сохраняя целостность действия в одном непрерывном плане (ПРЯМОЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» МОНТАЖ)

5. Параллельный монтаж предназначен для соединения двух и более различных по динамике или сюжетной линии мизансцен. Может и должен как можно шире применяться в рекламном монтаже, но при условии тщательного внутрикадрового монтажа, чтобы исключить необязательные действия. Большинство рекламных роликов имеет несколько сцен. Они соединяются определенными способами.

6. Описательный монтаж - монтаж, посредством которого соединены монтажные фразы по принципу сохранения причинно-следственных связей, подчиненных логике развития образов и характеров, и имеющие общий изобразительный рисунок кадров. Как правило, описательный монтаж передает плавность, поступательность развития драматургического конфликта, действия, сюжета. Он включает в себя изменение точки зрения (передвижение камеры в пространстве). При монтажных переходах содержание одного куска подчинено содержанию предшествующего. При этом переключение зрительского внимания с плана на план подчиняется законам соединения кадров по их формальным связям (по крупности, по сохранению направления движения, по ракурсам, по свету и т.д.)

7. Тематический монтаж – в стоящих рядом кадрах отсутствует драматургическое развитие действия в обычном смысле но утверждается, повторяясь в разных аспектах, одно и то же положение, одна и та же тема.

8. Ассоциативно - образный монтаж. Связь между кадрами носит условный, умозрительный характер.

При ассоциативно-образном монтаже в основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значения сравнений, символов, метафор, или же вообще реальные, связанные с развитием сюжета. Детали трактуются таким образом, что им придается особый смысл. При использовании этого типа монтажа в основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации. Они могут быть вызваны как предметами материального мира, так и душевными переживаниями героя, состоянием его внутреннего мира.

Кинематография как синтетический вид искусства заключает в себе разнообразие изобразительных средств: драматургию, светопись, композиционное решение кадра актерское исполнение, музыкальное и звуковое сопровождение, мизансценирование, декорационное решение, собственно монтаж и др. Каждый фильм – это огромная пирамида, в которой от режиссерского мастерства и осмысления материала зависит прочность ее строения. Кирпичик за кирпичиком складываются маленькие составляющие рекламного видеоклипа в единое целостное произведение. Конструкция должна быть настолько строго выстроена, что без понимания одной самой маленькой детали весь труд пойдет насмарку. Далее приводится градация фильмокомпонентов, начиная от кадра и заканчивая сложными монтажными построениями.

1.Мизанкадр – образное решение действия в кадре с учетом всех средств экранного искусства.

2.Стоп-кадр создает впечатление остановившегося времени, концентрации эмоционального воздействия; служит обобщением, а также может подчеркнуть движение в его наивысшем проявлении.

3.Глубинный кадр строится по принципам диагонального построения действия, а также от аппарата на аппарат.

4.Внутрикадровый монтаж – внутрикадровым монтажем называется такой метод работы, при котором внутри одного длинного кадра сменяются различные ракурсы и крупности при помощи «выкадрирования» камерой.

Словно песчинки, гонимые ветром в пустыне, образуют барханы, так и кадры, постепенно соединяясь, выстраиваются в сцены.

5.Сцена – серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия.

Сцена в экранных искусствах строится из ряда кадров различной крупности или одного кадра, снятого с движения, или сочетания кадров различной крупности и кадра, снятого с движения. Если логика сюжета не нарушена, не изменен общий рисунок изобразительной характеристики кадра направления и характера движения, то зритель не заметит монтажных склеек и ощутит ее непрерывное течение с психологическими и драматическими «укрупнениями», с остановками движения камеры, как акцентами.

6.Мизансцена – размещение действующих лиц и обстановки действия на сцене, выражающее идейно-художественный замысел фильма или передачи.

«Мизансцена, прежде всего, есть способ передачи зрителю содержание чувства, так же как и текст. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны.

В руках режиссера мизансцена – это немой текст, немое действие, и хорошо построенная мизансцена выражает мысль эпизода, его действие в той же мере, как и слово. Сочетание движения и слова открывает смысл сцены, ее темперамент, ее чувственную сторону» - писал М.Ромм.

При просмотре видеоряда зрители, воспринимая и осмысливая его, тоже ведут сложный процесс сопоставления времени, места и действия. Пространственную объемность места происходящего действия зрителю задает «план».

Принципы монтажа слайд-фильма: последовательность изображений, ритм, тональный рисунок, работа с цветом, имитация движения, способы смены кадров и форматов.

Занятие 4.