Введение.
Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что отдельный человек самостоятельно разобраться в нем не в состоянии. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная задача всей системы средств массовой информации (далее – СМИ), что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием.
СМИ имеют огромные возможности в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. В информационном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. И хотя СМИ призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.
Военный конфликт в Чечне явился испытанием не только для российских военных и политиков, но также и для средств массовой информации. С помощью российских и западных СМИ в течение последних десяти лет у россиян и чеченцев формировался «образ врага».
Информационный век принес новый способ ведения войн, который характеризуется использованием современных информационных технологий и минимальным числом человеческих жертв. Военные операции нового типа ведутся самыми развитыми в техническом плане государствами и требуют наличия больших интеллектуальных ресурсов. В современном мире благодаря открытости обществ и последних информационных технологий были созданы благоприятные условия для широкого распространения информационных войн. Теперь информационно-психологическое воздействие является естественным компонентом любого политического конфликта, как в международной, так и во внутренней политике. Информационные войны имеют много общего с коммерческой рекламой и PR.
Война в северокавказском регионе РФ является классическим примером информационной войны. Основными действующими лица которой, стали российские и западные информационные агентства, информагентство «Кавказ-центр».
В данной работе будут рассмотрены: понятие «информационная война», освещение хода русско-чеченского конфликта Российскими и Западными средствами массовой информации, а также проведен анализ чеченских событий в «Российской газете».
1. Информационная война, как средство психологического воздействия со стороны СМИ.
История человечества – это история войн. Эволюцию общества можно изучать, рассматривая различные виды вооружения и способы ведения боевых действий, характерные для каждой эпохи.
В конце XX в. в лексикон человечества прочно входит выражение «информационная война» и будущее планеты начинают связывать исключительно с дальнейшей информатизацией. Термин «информационная война» оказался в фокусе внимания в связи с войной в Персидском Заливе 1991 г. Под ней подразумевались дезинформация и физические действия, направленные на разрушение информационных систем - как военных, так и гражданских, эксплуатация, повреждение или разрушение информации и информационных систем противника и защита собственных.
Информационную войну в гуманитарной сфере, прежде всего, связывают с психологической войной и пропагандой. Если военные действия в технической сфере направлены на физическое разрушение противника и имеют больше общего с силовым решением конфликта, то гуманитарные формы ставят целью изменить структуру мышления противника, ход его рассуждений и процесс принятия решений. В большинстве случаев объект информационной атаки не догадывается, что он подвергался воздействию, ему кажется, что все решения он принимал самостоятельно и добровольно. В этом контексте становится понятной значимость СМИ, непосредственно через которые происходит формирование общественного мнения, осуществляется влияние на процесс принятия политических решений в стране. Журналистов используют в целях, которые требуются на данный момент.
Термин «информационная война» становится модным и все чаще используется журналистами при анализе тех или иных общественных событий. В основе информационной войны лежат старинные, много раз опробованные методы по пропаганде, которые, действительно делают их оружием массового поражения. Принципиально цель любой информационной войны – это разум каждого человека, а техника – это лишь инструмент, благодаря которому пропаганда доходит до отдельной личности.
Информационные войны заставляют по-новому взглянуть на профессию журналиста и функционирование PR в обществе. К сожалению, практика показывает, что не существует независимых СМИ. Даже самые крупные из них в современном обществе не сумели достигнуть того уровня независимости, который бы им позволил оставаться нейтральной стороной в любом конфликте. Неосознанно или умышленно они встают на сторону одного из противоборствующих участников, позволяя манипулировать собой и общественным мнением в чьих-то интересах.
Ведение информационной войны зачастую является единственной и наиболее эффективной тактикой и средством борьбы оппозиционных сил с официальной властью. Информационное обеспечение не нуждается в особой аргументации, т.к. вести борьбу на информационном поле не только безопаснее, но и эффективнее. Этим обусловлен интерес различных политических сил к инструменту ведения информационных войн, а именно: к СМИ. Одним из важнейших критериев мощи информационного оружия является широта охвата аудитории или количество людей, которых данный вид СМИ может охватить за единицу времени.
Пока не существует единого, всеми признанного определения «информационной войны». Наиболее часто цитируемое определение было дано директором информационных войск министерства обороны США: «Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем».[1]
В качестве базового - можно использовать определение Г.Г. Почепцова: «Информационная война – коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями. Целями воздействия является внесение изменений в когнитивную структуру, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре».[2]
1.1 Основные отличия информационной войны.
Обычная война предсказуема и допускает применение оборонных мероприятий. В случае информационной войны возможны определенные операции по защите мышления против введения альтернативной точки зрения. Однако в большинстве случае возможность предугадать направление и инструментарий возможной атаки в информационной войне отсутствует.
При информационной войне возможен поэтапный захват, когда аудитория завоевывается частями, избирательно, охватывая по-разному различные слои населения. Обычное оружие действует на любую часть населения одинаково.
При информационной войне существует возможность многократного захвата одних и тех Главная опасность информационной войны – отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных. Население даже не ощущает, что оно подвергается воздействию. Информационная война может идти на фоне всеобщего мира и благополучия.
В информационной войне изменяется роль воздействия: от чисто физической – разрушение объекта – к коммуникативной, сохраняющей объект. Задачей теперь становится изменение коммуникативной среды объекта. Войны, направленные на завоевание пространства, сменились войнами, направленными на завоевание знаний. «Информационные технологии позволяют обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела».[3]
Таким образом, «информационная война – это стратегия, операции, тактические действия, проводимые в мирное время, во время кризиса, конфликта, войны, в период восстановления мира между соперниками, конкурентами, врагами с использованием современных информационных технологий, чтобы достигать своих целей».[4]
1.2 Основные методы при освещении СМИ событий в зоне конфликта.
Средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения по всем актуальным проблемам развития общества. Они являются значительным фактором поддержания стабильности в межнациональных отношениях. Вместе с тем, они могут играть потенциально негативную роль.
Существенна роль средств массовой информации в освещении межнациональных конфликтов на Северном Кавказе. Чеченский конфликт обнажил все грани новой роли средств массовой информации в обществе. Война показала необходимость обсуждения и принятия кодексов профессиональной этики журналистов. Должны быть четко определены принципы и методы подачи новостей из зон конфликта.
Воздействие на аудиторию при освещении событий в зоне конфликта СМИ осуществляется по средством методов.(3)
Методы | |
Усиливающие эмоциональное воздействие | Ослабляющих эмоциональное воздействие |
Натурализм в описаниях и показе убитых, раненых вызывает резко негативное отношение к происходящему. | Сдержанность при упоминании о притеснениях русских в Чечне снижают остроту восприятия информации. |
Индивидуализация действующих лиц, - при упоминании имени ополченца-героя очерка, его «мирной» профессии – возникает симпатия к этим немногословным и суровым людям. | Деперсонализация действующих лиц, - солдаты, напротив, безымянны, без выраженных личностных характеристик, к которым трудно испытывать сочувствие. |
Героизация, - чеченские бойцы показаны прирожденными воинами, все, как один ставшими на защиту своей Родины. | Мизеризация, - солдаты показаны голодными, замерзшими, дезориентированными в обстановке - в таком виде они вызывают к себе жалость за них и армию в целом. |
Инфантилизация, - рядовые бойцы выступают несмышлеными, мальчишками 18-20 лет, которых послали умирать. | Матуризация, - даже 12-14 летние подростки-чеченцы выглядят вполне мужественными бойцами, воюющими наравне со взрослыми. |
Солидаризация с одной из сторон путем прямого определения («наши», «свои») или косвенных намеков способствует созданию впечатления о сближении автора и героя, отождествлении их позиций. | Отстранение – предполагает обратный эффект путем использования прямых («эта страна», «эта армия») или косвенных указаний. |
Глобализация конфликта, угроза его распространения за пределы Чечни, Кавказа, несомненно, пугает личным вовлечением в сферу военных действий. | Локализация событий в рамках одной Чечни успокаивает («это от меня далеко и вряд ли меня коснется») и позволяет следить за событиями и вырабатывать свое отношение к ним без «личной заинтересованности». |
Другая категория методов связана с мифологизацией, которая сопутствует любому конфликту. В большинстве случаев она связана с широким применением метафор, проведением выгодных ассоциаций, визуальных имиджей, отсылок на мораль, таким образом, задается отношение к сообщению. Визуальные имиджи дополняли эту картину тем, что показывали российских солдат всегда в каком-то странном виде: вне формы, это всегда почти дети, которые непонятно зачем заброшены на произвол судьбы. С другой стороны, этому представлению противопоставлялся образ противника, с которым наша армия вряд ли могла бы конкурировать.