На наш взгляд, категории «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда). В международных актах и юридической литературе субъект внешней трудовой миграции именуется именно понятием «трудящийся-мигрант».
Правовой статус иностранного работника складывается из совокупности его прав, обязанностей и ответственности. Состав социальных и трудовых прав человека, которыми в равной степени пользуются и трудящиеся-мигранты, не одинаков в актах разных международных организаций, международных договорах и российском законодательстве. Согласно ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Как отмечается в литературе, составить исчерпывающий перечень индивидуальных трудовых работников-мигрантов вряд ли возможно[6]. Во всяком случае в перечень основных трудовых прав трудящихся-мигрантов следует включить: право на свободу труда без дискриминации и запрет принудительного и обязательного труда; право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости; право на информацию и на консультации; право па справедливые условия труда; право на здоровые и безопасные условия труда; право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей; право на защиту в случае прекращения занятости, а также в случае банкротства работодателя; право на защиту своего человеческого достоинства в период трудовой деятельности; социальные права (право на социальное страхование, социальное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание) и др.
В сфере правового регулирования трудовой миграции большое значение имеют нормы международного публичного и частного права, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, СНГ, региональными объединениями государств, а также многосторонних и двусторонних соглашениях РФ.
Акты ООН в области трудовой миграции. Главный вклад нормативных актов ООН в регулирование труда мигрантов состоит в разработке и принятии Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов ичленов их семей, одобренной 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году[7]. Россия в данной Конвенции не участвует, однако не исключается ее присоединение в будущем.
Основные положения Конвенции, на мой взгляд, следующие: Термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является (ст.2). Запрещена какая-либо дискриминация мигрантов в сфере труда, в частности, устанавливается, что они пользуются не менее благоприятными условиями, чем граждане государства работы по найму (ст.ст. 7, 43, 45, 55 и др.). Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются законом, необходимым для охраны национальной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признанными в настоящей части Конвенции другими правами (ст.8). Трудящийся-мигрант или член его или ее семьи не должен лишаться разрешения на проживание или получение работы или высылаться только на основании невыполнения обязательства, вытекающего из трудового соглашения, если только выполнение такого обязательства не представляет собой одно из условий получения такого разрешения (ст.20). Трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правом свободного передвижения по территории государства работы по найму и свободой выбора местожительства в нем (ст.39). Трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, в частности такие суммы, которые необходимы для содержания их семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство (ст.47). Трудящиеся-мигранты в государстве работы по найму имеют право свободно выбирать свою вознаграждаемую деятельность с учетом некоторых ограничений или условий (ст.52).
Акты Международной Организации Труда. Наибольший вклад в правовое регулирование вопросов трудовой миграции вносит Международная Организации Труда. Главной идеей Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.[8] является признание государствами-участниками равенства в отношении мигрантов независимо от национальной, расовой принадлежности, религии, пола.
Общая защита трудящихся-мигрантов согласно Конвенции № 97 обеспечивается: организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и снабжении их необходимой информацией (ст.2); принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в вопросах иммиграции и эмиграции (ст.3); принятием мер, облегчающих все стадии миграции, включая перемещение и прием мигрантов (с.4); организацией медицинского обслуживания мигрантов (ст.5); разрешением переводить на родину заработок и сбережения (ст.9) и т.д. Конвенции № 97 указывает на необходимость заключения письменных трудовых договоров и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Провозглашается равенство мигрантов с гражданами страны пребывания в уровне минимальной заработной платы.
Отдельные Рекомендации МОТ предусматривают возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания наравне с гражданами этого государства; получить определенные гарантии в вопросах занятости, обеспечения информацией и др.[9]
МОТ исходит из того, что трудовая миграция представляет собой не только экономическое, но и социальное явление; влекущее последствия не только для самого лица, вовлеченного в трудовые отношения, но и для членов его семьи. Поэтому Конвенция МОТ № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», принятая 28 июня 1962 г.[10] гарантирует равноправие граждан страны пребывания и мигрантов в сфере социального обеспечения независимо от срока пребывания в стране. При этом в отношении трудящихся-мигрантов могут предусматриваться такие социальные гарантии, как: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной трудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Следует назвать Конвенцию МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», принятой 24 июня 1975 г.[11] Государства-участники должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры к ее сокращению. Кроме того, Конвенция требует обеспечить равенство в обращении, социальном обеспечении, участии в профсоюзах и прочие социальные гарантии для лиц, находящихся на территории государства на законных основаниях в качестве трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Общепризнано, что конвенции и рекомендации МОТ служат ориентиром для развития национального законодательства и политики в сфере труда. На современном этапе уже можно говорить о сформировавшейся системе международных трудовых актов, состоящих из конвенций и рекомендаций МОТ, которые принято называть «Международным трудовым кодексом». Вместе с тем, многие международно-правовые акты о трудовой миграции на территории России не действуют, что, на мой взгляд, является анахронизмом времен «холодной войны». Тем более, «российское трудовое законодательство несмотря на наличие кодифицированного нормативно-правового акта, по многим параметрам в той или иной мере отстает от требований МОТ в вопросах регулирования труда с участием иностранцев»[12].
Российская Федерация не ратифицировала ни одну из международных конвенций, касающихся трудящихся-мигрантов. Как отмечается в литературе, время их принятия относится к периоду существования СССР, который практически не участвовал в международном обмене труда. Россия в начальный период становлении своей государственности не была заинтересована в ратификации данных конвенций, вследствие экономической невозможности их выполнения[13]. Кроме того, следует учитывать и национальный менталитет (особенности правосознания населения) – настороженное отношение россиян к работникам-иностранцам. Однако, в настоящее время ситуация изменилась. Россия все активнее включается в международный обмен трудовыми ресурсами. Большое количество наших сограждан трудоустраиваются за рубежом. Наша страна заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы вследствие демографического кризиса, следствием которого становится недостаток трудоспособного населения. Эти обстоятельства обусловливают необходимость ратификации международных актов ООН и МОТ в сфере трудовой миграции.