Прежде чем перейти к анализу принципов правового статуса человека и гражданина, необходимо рассмотреть вопрос о развитии концепции прав человека и гражданина в конституционном законодательстве России. Без этого нельзя уяснить глубинную суть, новое содержание конституционных установлений, закрепляющих основы статуса человека и гражданина.
Глава 2. Развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление разд. II Конституции РФ 1978 года «Государство и личность». С этого началось приведение конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Последовал отказ в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству
Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.
1. В действующей Конституции РФ впервые получил закрепление принята норм международного права в области прав человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам нормам международного права и в соответствия с настоящей Конституцией (ст. 17).
Таких основополагающих международных документов ООН назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный акт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный акт об экономических, социальных и культурных правах(1966 г); документы, Совета Европы — в частности, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и многие другие.
По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо государственным делом. Не допускалось вмешательство международных[4][5] организаций в положение дел с правами человека в СССР. Не решались какие-либо действия, связанные с проверкой применения на территории Союза норм международного права, с реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав чека, запрещалось создание каких-либо общественных формирования, ставящих целью защиту этих прав.
Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства новой защиты (ч.З ст. 46). Признание роли общепризнанных принципов и норм международного права означает необходимость изменения всех прежних основ статуса человека, закрепляемых в ранее действующих конституциях
2.Для современной российской концепции прав человека характерен отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод.
Классовый принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которые ими использовались в ущерб интересам социалистической революции.
Это норма воспроизводилась ин Конституции РСФСР 1925 года.
В последующих конституциях, как Союза ССР, так и РСФСР формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».
Эти положения конституций свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.
Классово-идеологический подход к правам человека приводит к подавлению личности, к нарушению ее свободы, означал, принуди тельное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».
Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. Поэтому и в Конституции 1993 года одной из основ конституционного строя признано идеологическое и политическое многообразие. Права и свободы человека и гражданина не увязываются с его социальным статусом, принадлежностью к какому-либо классу, с приверженностью тем или иным идеологическим ценностям, политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями
3.В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение, прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория права человека.
В социалистической доктрине человек, его права в правовом, политическом аспектах не признавались как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем понятием «гражданин». Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной.
Определенный шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года и соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». Лишь после принятия 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.
Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы и человека, и гражданина.
Понятие «права человека» подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизни’ человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.
Понятие «Права гражданина» исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет права и свободы человёка. Именно в данном качестве.
В конкретном перечне прав и свобод в Конституции эти понятия в значительной части совпадают. В большинстве статей Конституции права и свободы адресуются каждому, в некоторых — гражданину.
Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства, важной чертой современной конституционно закрепленной концепции прав человека является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.
В социалистической, концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя как основанного на принципах коллективизма перед буржуазным строем с его «индивидуализированным» человеком, взаимным отчуждением людей.
Характерно, что в отличие от предшествующих революций в мире, в ходе которых провозглашались декларации прав человека и гражданина, революция 1917 года становление социалистического» государства в России ознаменовала декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
2.1. Принцип коллективности
Коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.
В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как безусловное признание всеми социалистических ценностей, полное единство взглядов, неправомерность политических позиций, отступающих от господствующей идеологии. Так, в конституциях этапа развитою социалистического общества, в которых впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве Сложилась новая историческая общность людей — советский народ В результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.
По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, на приверженности одной идеологии, уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы.
Основа коллективности в современных условиях — объединение Усилий всех государственных и общественных структур для создания Условий, в возможно более полной мере удовлетворяющих интересы различных’ социальных слоев общества, для утверждения общественного согласия.