Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.
В науке теории государства и права выделяют следующую классификацию правовых статусов, которая проводится по сфере их действия и структуре правовых систем:
- общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;
- конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;
- отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;
- родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;
- индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.
Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.
В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.
В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.
В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределенны. Единственный ограничитель - граница запретов.
Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:
1) правовой статус гражданина;
2) правовой статус иностранца;
3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).
Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.
Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.
В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением "национального режима".
Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.
Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.
К общим гарантиям, как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.
К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право (это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).
В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.
Как уже отмечалось, правовой статус личности включает в себя несколько элементов - это права, свободы и обязанности. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом.
Рассмотрим первый элемент правового статуса личности - права и свободы.
Права личности в структуре правового статуса – это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как и свободы и обязанности) являются частью объективного права, т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно – это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности – это те конкретные полномочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Права личности, или субъективные права, - это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, порождаемого определенными юридическими фактами. В литературе такая позиция была подвергнута критике. Н.И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для характеристики как субъективных.
Права человека - права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Идея равенства людей, таким образом, лежит в самых истоках этого учения. Предпосылка возникновения прав человека - объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. При сложившейся в Новое время взаимосвязи и взаимозависимости каждого с каждым этого оказывается достаточно для закрепления основ существования и самого социального целого.
Исторически первым неотъемлемым правом была объявлена свобода вероисповедания. В ходе освобождения от средневековых догматов человеку надлежало прежде всего отстоять свою духовную независимость, доказать свое право принимать самостоятельные решения, не оглядываясь ни на какие авторитеты, включая авторитет церкви. Но идея духовной независимости тут же сочеталась браком с принципом неприкосновенности частной собственности. На духе с самого начала лежало проклятие быть отягощенным частной собственностью, и под флагом борьбы за религиозную свободу шла борьба за свободу экономическую, которая могла существовать лишь на основе рынка. Вот почему притязания на обладание всеми предпосылками, которые необходимы для функционирования и развития обменных связей, и стали провозглашаться неотъемлемыми правами человека, К их числу, прежде всего, относятся право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу, собственность и т.д.
Права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему и способам реализации. Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими органами государственной власти. В этом случае права личности и права гражданина совпадут. Однако такое их опосредствование государством необязательно. Права личности не будучи опосредствованы государством все равно остаются правом. Как отмечал Гегель, "человек как таковой... имеет право на свободу". Права человека иногда получают официальное закрепление и в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г.
Возникает вопрос, обеспечиваются ли права человека государственной защитой в том случае, если государство их не санкционировало и не включило в национальную систему законодательства. Тот, кто сводит право к совокупности исходящих от государственной власти юридических норм, отвечает на него отрицательно. "Декларации ООН о правах человека нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком" указывал Л. С. Явич. Однако столь категорическое суждение, хотя оно и разделяется очень многими, не подтверждается фактами. Зарождающиеся в глубинах гражданского общества права человека могут иметь и имеют государственную защиту в тех случаях, когда источниками права выступали обычай, сложившееся правоотношение, договор, судебный прецедент и т.д., если в них они получили свое отражение. При этих условиях права человека, если они будут нарушены, могут быть признаны и восстановлены органами суда.