2) регулирование денежной и кредитной сферы не является исключительной компетенцией только какого – либо одного федерального органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России.
Более того, из Конституции России следует, что Правительство, и Банк России не являются единственными государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу. Например, государственные полномочия в денежной и кредитной сфере, выражающиеся в принятии соответствующих законодательных актов, предоставлены Федеральному Собранию РФ и Президенту России.
Президент России имеет и иные полномочия в денежно – кредитной сфере, обусловленные его полномочиями гаранта Конституции РФ и реализуемые путём издания нормативных правовых актов в форме указов. Опосредованное регулирующее воздействие Президента России проявляется также при представлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России и при постановке вопроса об освобождения его от должности (ст. 83 Конституции России). Аналогичным образом серьёзное влияние на государственную денежную и кредитную политику оказывает Государственная Дума, к ведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета Директоров Банка России, также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)». Существенные полномочия по регулированию денежно – кредитной сферы реализуют и федеральные суды. Косвенное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности в финансово – кредитной сфере оказывают антимонопольные, налоговые, таможенные и иные органы, хотя непосредственно денежно – кредитные правоотношения они, естественно, не регулируют. [2,12].
Итак, государственное регулирование денежно – кредитной сферы – это сложное многоплановое явление. С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно – кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно – кредитной системы, включая Центральный банк РФ: принимаются федеральные законы и иные нормативные акты; утверждаются основные направления единой государственной денежно – кредитной политики; устанавливаются единые государственные стандарты организации и функционирования денежно – кредитной системы; осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты, состояние рынка денежных и кредитных услуг. С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии (регистрация, лицензирование, надзор, контроль) на организации, функционирующие в денежно – кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность. Речь идёт о государственном регулировании предпринимательской и некоммерческой деятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного обращения и кредита. Например, применительно к кредитным организациям такое регулирование осуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.
Таким образом, следуя логике Конституции России и федерального законодательства, наиболее общие полномочия и ответственность за состояние денежно – кредитной сферы возложены на федеральные органы государственной власти (Президент России, Федеральное Собрание России, Банк России). Что же касается непосредственного регулирования деятельности субъектов денежно – кредитных отношений, то часть таких полномочий возлагается либо на Правительство РФ, либо на Банк России, а другая часть полномочий должна иметь совместный для Правительства России и Банка России характер.[6,64]
Как пишет профессор Василишен Э.Н., согласно Закону РФ «О центральном банке РФ (Банке России)» (статьи 1 и 14), ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствии с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно – кредитной политики. ЦБР решает задачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. Важно иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно – ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Сегодня можно считать установленным, что одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно – кредитными отношениями – это обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков, когда риск отдельного клиента превращается в народнохозяйственный риск. Надежность и стабильность банковской системы необходимы по следующим причинам. Во – первых, без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач. Во – вторых, коммерческие банки играют существеннейшую роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики. В – третьих, деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из – за высокого удельного веса в их пассивах привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов. Среди методов регулирования денежно – кредитной сферы Центробанками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов. В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определенную направленность движению кредита по горизонтали (банк – заемщик) и по вертикали (Центробанк – коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; ее изменение по предоставляемым Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Непосредственное регулирование денежной и кредитной сферы осуществляет не только Банк России, как это следует из БК РФ, но и Правительство России. Эти же органы непосредственно отвечают за результаты государственной денежной и кредитной политики в стране. Ни о каких иных государственных органах, непосредственно регулирующих деятельность субъектов денежно – кредитных отношений, Конституция России не упоминает. Однако ст. 110 Конституции РФ, определяющая состав Правительства России, может дать повод полагать, будто министры вправе самостоятельно осуществлять функции Правительства России в том числе в сфере государственного денежно – кредитного регулирования. Но это не совсем так.
Полномочия министров в денежно – кредитной сфере не могут быть реализованы в отрыве от полномочий Правительства России как единого целого и от осуществления Правительством России и Банком России единой государственной денежно – кредитной политики. Обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст. 114 Конституции России) возложено на Правительство России как на коллегиальный орган государственного управления и на Банк России как на независимый от других органов государственной власти институт.[1,22].
Имеющиеся недостатки в правовом регулировании особенностей государственной денежной и кредитной политики свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства.
Любые изменения в федеральное законодательство должны носить комплексный характер, основываться на согласованном и взаимоувязанном понимании содержания: государственной денежной и кредитной политики; банковской деятельности и ее отличий от других видов деятельности в денежно – кредитной сфере; банковской и платёжно – расчетной систем, а также соотношения между ними.
Но прежде всего РФ следует установить государственные стандарты организации и функционирования денежно – кредитной системы страны. Приоритетной является работа по созданию надежной системы юридических, экономических и организационных гарантий прав граждан, предпринимателей и государства – участников денежно – кредитных отношений. Основной целью государственного регулирования должно стать обеспечение прав и законных интересов личности независимо от ее статуса или каких – либо иных обстоятельств. Только на такой основе можно добиться реального и стабильного повышения эффективности экономических отношений и стимулирования экономического роста. Поэтому усиление роли государств в обществе не может и не должно быть направлено против личности, в том числе против личности предпринимателя.[4,56]
К сожалению, действующее законодательство в прямой форме не устанавливает защиту прав и иных услуг в денежно – кредитной сфере в качестве основных целей деятельности государственных органов. Например, в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)», закрепляющей основные цели его деятельности, защита интересов потребителей услуг в денежной, кредитной или банковской сфере даже не упоминается. Лишь ст. 55 Федерального закона устанавливает, что главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Однако, во – первых, Банк России должен обеспечивать интересы потребителей банковских услуг в процессе реализации всех своих функций, а не только функций банковского регулирования и надзора. Во – вторых, круг потребителей банковских и иных услуг в денежно – кредитной сфере не может ограничиваться только вкладчиками и кредиторами кредитных организаций, т.е. лишь банковскими услугами. В – третьих, реальные полномочия Банка России по защите интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций в контексте ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» ограничены лишь надзором с соблюдением кредитными организациями законодательства, нормативных актов и установленных для них обязательных нормативов. В названии гл. 3 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» также провозглашена «защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций», но и в этом Законе отсутствуют правовые нормы, способствующие реализации этой декларации. Отсутствуют серьезные правовые гарантии, обеспечивающие защиту прав и законных интересов потребительских услуг в денежно – кредитной сфере и в Федеральном законе «О защите прав потребителей».