Смекни!
smekni.com

Лекции по информатике 2 (стр. 3 из 5)

5 7

D=0 6

8 9 10

11

конец

Рис.1.2. Блок-схема решения квадратного уравнения.

2.2. Основные понятия программирования

Программа - это представление алгоритма с помощью специальных символов, записанных в форме, удобной для обработки компьютером. Вопросы, связанные с методами разработки программ, привели к созданию программирования.

Программирование - это раздел прикладной математики, разрабатывающий методы использования ЭВМ для реализации алгоритмов.

Логическая схема алгоритма, составленная в операторной форме или представленная графически в виде блок-схемы - начальный этап подготовки решения любой задачи на ЭВМ. Конечный этап - запись программы в машинных кодах или на машинном языке. Машинный язык - это система представления команд и данных в конкретных ЭВМ. Система команд любого ПК содержит полный перечень операций, которые выполняются им.

Программа, написанная на машинном языке, состоит из последовательности пронумерованных строк, каждая из которых содержит код команды или код числа, причем номер строки является адресом ячейки памяти, в которой хранится код конкретной команды или конкретного числа. В такой программе первая строка обычно содержит операцию ввода исходных данных и команд в память ПК. Вычислительную часть программы завершают команды, содержащие коды операций печати результата и останова машины. В конце программы, в последних строках, обычно указывают адреса ячеек, в которые записаны исходные данные. Составление программ на машинном языке называлось ручным программированием и широко использовалось в ЭВМ первого поколения и в ряде специализированных ЭВМ или вычислительных устройствах на основе микропроцессоров.

Большая трудоемкость ручного программирования, сложность отладки задач на машинном языке привели к созданию современных алгоритмических языков высокого уровня - Бейсик, Фортран, Паскаль, С, АДА, JAVA. Машинная программа, в этом случае, получается путем перевода программы с символического языка на машинный самой ЭВМ по специальной программе, называемой транслятором. (рис. № )

123

Рис.2.2. Структурная схема транслятора :

1 - программа на символическом языке,

2 - транслятор,

3 - программа на машинном языке.

Область применения ЭВМ непрерывно расширяется, что требует дальнейшего совершенствования программного обеспечения, направленного как на создание новых средств описания алгоритмов различных задач сложной структуры, ток и на создание более эффективных языков программирования. Под языками программирования понимают формальные языки связи человека с ЭВМ, предназначенные для описания данных и алгоритмов ( программ ) их обработки в ПК.

Ниже в сл.(?) приводится описание алгоритмического языка Бейсик, реализованного практически во всех моделях ПК. В настоящее время существует несколько версий этого языка, обусловленных спецификой ЭВМ. Однако, зная одну из версий Бейсика, легко перейти к работе на другой версии - различия между ними несущественны. При составлении Бейсик - программ соблюдают четыре правила:

текст программы записывается печатными буквами и цифрами одного размера,

недопустимо использование подстрочных и надстрочных записей,

для наглядного представления фрагментов программы на экране дисплея рекомендуется в одной строке использование не более 80 символов,

каждая новая строка начинается с ее номера.

Бейсик снабжен интерпретатором, обеспечивающим быструю и эффективную разработку программ и компилятором, обуславливающим высокую эффективность машинной программы. Компилятор - это транслятор, обеспечивающий перевод программы, написанный на алгоритмическом языке, в совокупность машинных команд без их выполнения. Характерной особенностью Бейсика является непосредственное взаимодействие пользователя и ЭВМ, при котором пользователь сразу же получает ответы на все свои запросы, посланные в компьютер.

3.Алфавит и основные операторы языка Бейсик

3.1.Общие сведения и структура программы на Бейсике.

Бейсик - язык программирования высоко уровня и в нем реализованы следующие основные возможности:

-четыре типа данных : целые (от -32 768 до +32767); вещественные с простой точностью(7 десятичных цифр),вещественные с двойной точностью (16 десятичных цифр); строки символов (до 255 символов);

-многомерные массивы;

-последовательные файлы и файлы с произвольным доступом;

-воспроизведение звука;

-работа с графикой;

-форматный вывод;

-работа с таймером;

-прямое обращение к основной памяти и портам;

-использование подпрограмм на машинном языке;

-обработка ошибочных ситуаций и др.событий;

-средства отладки;

-широкий набор встроенных функций.

Система программирования Бейсика включает интерпретатор и компилятор, обеспечивающий более высокую скорость выполнения программ.

Программа на Бейсике представляет собой последовательность строк ,каждая из которых содержит номер и информационную часть.

Номер строки - целое число, в котором от 1 до 5 цифр. Оно принимает значения от 0 до 65529.Номера строк, кроме определения порядка размещения, используются и для указания строк при передаче уравнения.

Информационная часть состоит из одного или нескольких операторов(команд), в том числе и комментариев. Если строка содержит несколько операторов, то между ними ставится двоеточие. Комментарий размещается после операторов и отделяется от них апострофом(или двойными кавычками).

В Бейсике используются английские ключевые слова, значения которых отражают назначение оператора, функции или команды.

3.2. Основные элементы языка

3.2.1. Алфавит языка и комментарий

При программировании на языке Бейсик используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, цифры от 0 до 9 и специальные знаки:

“.”-(точка), ”,”-(запятая), ”;”-(точка с запятой), ”<<“-(кавычки), ”’”-(апостроф), ”( )”-(круглые скобки), ” “-(пробел), ”$”-(знак денежной единицы ), ”&”-(коммерческое “и”), ”&bsol;”-(знак деления нацело), ”%”-(процент),

“№”-(номер), ”?”-(знак вопроса).

Знаки арифметических операций :”+”- (плюс), ”-”-(минус), ”*”-(умножение), “/”-(деление), ”^”-(возведение в степень).

Знаки отношений “>“, ”<“,”<=“, ”>=“, ”<>“. В комментариях возможно использование букв русского алфавита.

Комментарий - любая последовательность символов. Он может быть задан либо с помощью апострофа, либо с помощью оператора REM:

REM ( комментарий ).

Если в строке записывается несколько операторов, то комментарий должен быть последним. И если в этом случае используется апостроф, то знак “:”, разделяющий операторы в строке, перед комментарием не записывается.

3.2.2. Простейшие конструкции языка

В Бейсике используются константы , переменные и массивы .Они представляют данные двух типов: числовые и строковые.