Понятие "система" широко распространено как в научной литературе, так и в повседневной жизни. Обычно оно используется в качестве синонима совокупности, комплекса определенных реальных объектов. Не являются исключением в этом смысле право и юридическая деятельность.
Юристы привыкли к выражениям "система норм права", "система доказательств" и т.п. Под ними понимается упорядоченное определенным образом (для каждой системы по-своему) множество элементов, которые связаны между собой и в совокупности образуют нечто целое.
С такого рода понятием системы тесно соприкасается другое понятие - "структура", которым обычно обозначают способ внутренней организации системы, способ связи ее элементов в некое целостное образование.
Каждый элемент системы обычно качественно обособлен, самостоятелен в рамках целого. Вместе с тем он во многом зависит от других элементов системы и связан с ними, чем и определяется его место в целостном образовании (системе), а также его качественные и количественные характеристики. Наиболее сложные системы называют кибернетическими.
Есть ряд определений понятия системы. Однако наиболее универсальным следует признать то, в котором под системой понимается совокупность взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды. Структура и функционирование системы определяются поставленными перед ней целями и задачами1.
Итак:
система представляет собой упорядоченную (а не хаотическую) совокупность элементов. Поясним этот признак системы примером: подобно тому, как совокупность всех деталей, из которых состоит автомобиль, будучи сложена в кучу, не образует автомобиль как систему, так и совокупность всех норм, определяющих условия и размер наказания за различные виды преступлений, без соответствующей их систематизации не образует систему, именуемую "Уголовный кодекс" (УК);
элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой системы, являясь ее подсистемами. Каждый элемент системы, будучи подсистемой, характеризуется самостоятельностью, качественной обособленностью, в силу чего может рассматриваться как самостоятельная система другого уровня;
система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям каждого отдельно взятого ее элемента;
элементы системы (как подсистемы) могут взаимодействовать как в рамках определенной системы, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение.
Под средой в данном случае понимаются внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п. В результате взаимодействия этих объектов с системой они воздействуют тем или иным образом на ее организацию или функционирование, изменяясь при этом и сами. Так, если обратиться к нашему примеру с УК и рассматривать последний как элемент системы "человек - закон", то лицо, совершившее определенное противоправное деяние, "вступает во взаимодействие" с определенной нормой, которая при определенных условиях (например, установление ее малой эффективности) может быть изменена. Вместе с тем взаимодействие происходит и с системой в целом, т.е. с УК, поскольку помимо конкретных норм он содержит и общие принципы их применения.
Однако характеристика кибернетической системы будет неполной, если не добавить к сказанному, что она является информацией в рамках пространства и времени. Поэтому она может быть рассмотрена, во-первых, с позиций ее прошлого (возникновение, эволюция), настоящего (тип, внутреннее строение, организация) и будущего; во-вторых - с позиций ее "репертуара* и "календаря". При этом под репертуаром системы понимаете" множество ее состояний в данное время; под календарем же - множество моментов времени, каждый из которых соответствует какому-либо из состояний репертуара системы.
Кроме того, каждая информационная система существует в рамках не только времени, но и пространства, т.е. взаимодействует с окружающей ее средой (или другой системой). В основе такого взаимодействия лежат информационные процессы и способность системы через свои входы и выходы воспринимать и выдавать информацию.
Помимо отмеченных выше, характерной особенностью сложных динамических информационных систем является их способность изменять свое состояние, т.е. значение определенных параметров, которые характеризуют систему в целом или отдельные ее элементы (подсистемы). Перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на параметры ее элементов и есть управление системой.
Задача (цель) управления либо ставится в самом начале управления, либо вырабатывается в процессе его.
Из сказанного вытекает ряд весьма важных положений.
Во-первых, всякое управление предполагает наличие управленческого воздействия, которое должно исходить от субъекта управления.
Во-вторых, кроме субъекта управления должен быть объект управления.
В-третьих, воздействие субъекта управления на объект управления должно быть целенаправленным.
Поскольку и субъект и объект управления сами по себе обычно являются Сложными системами, то их совокупность, рассматриваемая в аспекте управления, именуется сложной системой управления. При этом субъект управления называют управляющей системой, а объект управления - управляемой системой. Что же касается цели воздействия, которую преследует субъект управления, то она образует задачу управления.
Задачи управления могут быть различными как по характеру, так и по объему. Весьма важна также сфера управления.
Обычно в литературе, посвященной управляемым системам, выделяют три основные сферы управления:
управление орудиями труда, системами машин, производственными и иными процессами;
управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу;
управление процессами, происходящими в живых организмах.
Анализируя сущность сложных информационных систем управления, необходимо также иметь в виду, что они могут быть классифицированы и по характеру составляющих их элементов.
При такой классификации выделяются следующие виды (классы) систем:
Управляющая система | Управляемая система |
человекчеловекмашина | человекмашинамашина |
Совершенно очевидно, что приведенные выше системы различны по своей природе. Вместе с тем в них есть определенная общность, что и позволяет подойти к их изучению с некоторой общей точки зрения. Таковой в компьютерных системах являются общие закономерности протекания информационных процессов, которые лежат в основе управления системами любой природы. В зависимости от направления воздействующих сигналов такие процессы протекают по принципу прямой и обратной связи.
Прямой связью называется связь между выходом элемента (А) системы и входом какого-либо другого элемента (В, С) той же системы. В зависимости от структуры системы могут быть различные варианты прямой связи между ее элементами, в частности простая прямая связь; параллельная распределительная; параллельная соединительная.
Обратной связью называется связь между выходом и входом определенного элемента системы. И здесь могут быть различные варианты.
Обычно для сложных компьютерных систем характерны комбинации связей, которые тоже могут иметь различную структуру. При этом в разомкнутых системах управления используются только прямые связи. В замкнутых же системах могут быть как прямые, так и обратные связи.
Обратные связи являются важнейшим атрибутом функциональных систем любой природы, в том числе систем государственно-правового характера.
В научной литературе и практике юридической деятельности термин "правовая информация" начал активно использоваться лишь в конце 60-х годов, что хронологически совпадает с периодом развития исследований по использованию компьютеров для решения конкретных правовых задач.
В нем как бы аккумулировались такие понятия, как "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и другие, которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности.
В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.
Множественность таких задач и комплексность функций права с одной стороны предопределяют многообразие видов правовой информации и ее источников, с другой - порождают определенные трудности в ее отграничении от иных типов информации (научной, экономической, политической и др.). Этим и объясняется тот факт, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе можно встретить различные трактовки термина "правовая информация".
Многое зависит от того, какой аспект этой проблемы выдвигается на первый план, поскольку правовая информация, как, кстати, и любая другая, может рассматриваться как в ее семантическом (смысловом), так и прагматическом аспектах. Обычно правовой информацией признается смысловое содержание правовых норм. При этом считается, что последние содержатся не только в актах высших и местных органов власти и управления, но и в ведомственных нормативных актах. В качестве источника правовой информации рассматривают также судебную, арбитражную и нотариальную практику.