Смекни!
smekni.com

Компьютерные технологии в юридической деятельности (стр. 5 из 6)

Такой подход к анализу правовой информации правилен, но явно недостаточен. Смысловое содержание правовой информации весьма существенно влияет и на ее прагматический аспект, ибо общеобязательность правовых норм априори предопределяет ценность, практическую значимость правовой информации. Кроме того, в сфере юридической деятельности, в частности при решении конкретных правовых задач, используется информация, содержащаяся не только в правовых нормах, не и в ряде других источников. Возьмем, например, такой вид юридической деятельности, как раскрытие и расследование преступлений. Здесь наряду с информацией, содержащейся в нормах УПК, которые регулируют процессуальный порядок данного вида деятельности, весьма широко используется информация, содержащаяся в источниках, именуемых следами преступления и преступника, а также в образах, запечатлевшихся в сознании людей (потерпевшего, свидетеля и самого преступника). Это источники криминалистической информации, которая есть не что иное, как разновидность правовой информации, поскольку именно на ее основе решаются задачи раскрытия и расследования преступлений.

Самостоятельным видом правовой информации является криминологическая информация. Она выявляется и анализируется при производстве криминологических исследований, представляющих собой одну из разновидностей юридической деятельности. Но предметом исследования здесь является не механизм конкретного преступления и его криминалистическая характеристика, как это имеет место в криминалистических исследованиях, а преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, противоречащим требованиям уголовного закона, причины преступности, т.е. социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на преступность в целом и на совершение конкретных преступлений.

Совершенно очевидно, что в качестве источников информации здесь будут использоваться как нормы уголовного законодательства, определяющие понятие преступления и его виды, так и источники, в которых содержатся количественные и качественные характеристики преступности, ее состояние, структура, динамика, территориальное распределение и другие параметры. Если рассматривать такого рода информацию лишь с семантической точки зрения, она имеет социально-правовой характер. С позиций же прагматического ее анализа это правовая информация, так как используется в одном из видов юридической деятельности.

Таким образом, конкретный вид юридической деятельности налагает определенный отпечаток на используемую в нем информацию и предопределяет источники, из которых она может быть получена.

Все многообразие источников правовой информации принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные.

К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Что же касается собственно правовой информации, то она подразделяется на документальную и не документальную.

К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. С этой точки зрения правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания (данные) о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К не документальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные высказывания свидетеля преступления).

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т.п.). Им предшествовали специфические виды бумажных носителей (перфокарты, перфоленты и распечатки). Кроме того, правовая информация может закрепляться и храниться на фотопленках для последующего ее размножения в виде фотокопий. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Независимо от того, из какого источника получена правовая информация и на каком носителе она представлена, к ней предъявляются определенные требования. Она должна быть достоверной, т.е. строго соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов. Кроме того, она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования и результаты их познания. И, наконец, полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

1.4.2 Правовая информация как основа функционирования правовых систем

Юридическая деятельность во всем ее многообразии реализуется через совокупность систем государственно-правового характера.

Такие системы, как правило, имеют сложную организацию, то есть состоят из комплекса подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. В тех случаях, когда та или иная подсистема выполняет функцию управления, ее именуют функциональной системой управления. Если функции подсистемы ограничены информационным обеспечением юридической деятельности, ее называют системой информационного обеспечения.

Системы государственно-правового характера относятся к числу Целенаправленных механизмов управления. Они тесно связаны с правом и в силу этого выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они имеют субъекты и объекты воздействия, каналы прямых и обратных связей, посредством которых и осуществляются процессы сбора, обработки и использования информации и в конечном итоге процессы управления.

Таким образом, функциональные государственно-правовые системы - достаточно сложный вид общественных образований. Как часть общества, как его правовая надстройка функциональные государственно-правовые системы представляют собой живой организм в его функционировании и развитии. В связи с этим указанные системы иногда определяют как более или менее значительные объединения государственных органов, норм права, актов поведения субъектов правоотношений и других объектов и явлений. В качестве системных образований здесь могут выступать глобальные социально-правовые образования (государственно-правовая система общества в целом, правовая надстройка как часть политической системы) и их различных подсистем, элементами которых могут быть, скажем, органы прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел, механизмы правосознания, правотворчества, поддерживания правопорядка. Важнейшими системами такого рода являются механизмы правового регулирования хозяйственных, финансовых, трудовых и иных общественных отношений.

В качестве подсистемы функциональных государственно-правовых систем могут выступать и процессы, например принятие законов, разрешение хозяйственных споров, рассмотрение дел в судах.

Итак, функциональные системы в сфере юридической деятельности выступают как материализованные целостные механизмы для решения задач, возникающих в связи с необходимостью достижения установленных целей. Поэтому их структура и функции увязаны со структурой целей. В свою очередь цели различных элементов, подсистем государственно-правовых систем определенным образом увязаны между собой. В этом смысле вся совокупность целей социальных систем образует некое иерархическое "дерево" целей, реализация которых и составляет содержание того или иного вида юридической деятельности.

Заключение

Все управляемые системы, функционирующие в сфере юридической деятельности, структурно можно подразделить на субъектов и объекты управления или на управляющие и управляемые подсистемы. Управляющие подсистемы осуществляют управляющие, регулирующие и иные воздействия. К ним относятся соответствующие органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, общественные организации и т.д. Управляемые системы подвергаются управленческим воздействиям. Объектом управления (управляемой подсистемой) служит поведение субъекта - предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и т.д. Управляющие и управляемые подсистемы имеют каналы прямых и обратных информационных связей. Каналы прямых связей идут от управляющей подсистемы к управляемой, а обратной связи - от управляемой подсистемы к управляющей. Вне информационного обмена невозможно ни функционирование системы, ни управление ею.

Поясним это на примере такой государственно-правовой системы, как система "Юстиция".

Одна из задач этой системы - борьба с правонарушениями. Как целостный механизм она имеет следующую структуру: специфические государственные органы, объединенные понятием гражданской, уголовной и административной юстиции; юридические и иные нормы; действия людей.