Смекни!
smekni.com

Обучающая программа Графика программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (стр. 10 из 24)

4.3. Пример использования

В этом подпункте описан пример конкретного использования прог­раммы для обучения работе в графическом режиме.

Итак, программа запущена на исполнения. На экране появляется заставка с названием программы - "Графика", полное наименование -"Программа для обучения работе в графическом режиме", фамилия разработчика, место и год создания. Для "перелистывания экранов" необходимо пользоваться клавишей Enter.

Нажимаем Enter. На экран выводится текст введения. В нем кратко описано содержание данной обучающей программы. После его прочтения можно перейти непосредственно к работе.

Нажимаем Enter. На экране появляется окно вертикального меню. Внешний вид меню изображен в приложении 3. Перемещая курсор с по­мощью клавиш-стрелок вниз и вверх мы можем выбрать желаемый режим работы. Их, как было описано выше в подразделе 3.3 ,три. Выберем режим обучения. Допустим, курсор остановился на разделе 3 с назва­нием "Формирование прямолинейных монохромных изображений". Для изучения этого раздела следует нажать клавишу Enter.

Нажимаем Enter. Появляется экран , оформленный небольшой по толщине рамкой во весь экран. В верхней строке помещается название изучаемого раздела : ФОРМИРОВАНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ МОНОХРОМНЫХ ИЗОБРА­ЖЕНИЙ. В левой части экрана расположен текст теории, который содер­жит наименования процедур, выделенных красным цветом, и пояснения их работы. В правой части экрана расположены рисунки, поясняющие их работу, а именно фигуры, которые можно построить с помощью данных процедур. Изучив полученную информацию, можно перейти к следующему экрану. Текст теории раздела 3 содержится на трех экранах.

Изучив содержимое третьего экрана нажимаем клавишу Enter. На экране появляется заставка с надписью "Контрольные вопросы". Далее , после очередного нажатия Enter , на экран будет выведен текст первого вопроса.

Экран вопроса выглядит следующим образом. Экран оформлен той же рамкой, что и экран теории. Верхние строки занимает текст вопроса, выделенный крупным шрифтом. Ниже вертикально располо­жены четыре варианта ответа на поставленный вопрос. Если выве­денный вопрос содержит иллюстрацию, то она расположена на уровне вариантов ответов в правой части экрана. Нижнюю строку экрана занимает надпись : "ВВЕДИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ___". Прочитав все варианты и проанализировав их нужно выбрать один и ввести его, нажав клавишу с соответствующей цифрой. Если нажата клавиша отличная от клавиш 1,2,3 или 4, то После нажатия клавиши Enter введенный символ будет стерт, вопрос останется на экране. Номер ответа придется ввести вновь.

Если введено допустимое число, то после нажатия клавиши Enter на экран будет выведен текст справки. Экран при этом оформлен ана­логично экрану вопроса. Текст справки располагается в средней части экрана и содержит оценку за ответ в формулировке "правильно" или "неверно" и краткую информацию о допущенных ошибках.

После нажатия Enter на экран выводится текст второго вопроса. Действия ЭВМ и обучаемого аналогичны действиям с первым вопросам.

После прочтения последней справки последнего вопроса мы нажимаем Enter и возвращаемся в окно меню. Далее можно войти в любой другой раздел для изучения. Войдем в раздел "Результаты Вашей работы". Для этого переместим курсор в позицию с данным названием и нажмем клавишу Enter. На экране появилась ведомость оценок. Текст выполнен ярко-розовым цветом на синем фоне. Слева перечислены названия 7 изучаемых разделов, а справа два столбца оценок -первая попытка и вторая попытка. В графе "Формирование прямолинейных монохромных изображений" первая попытка стоит оценка (например "2"). В остальных графах стоят "О". Последняя графа левого столбца называ­ется "Оценка работы за сеанс" . В этой графе 1 попытка стоит оценка "4".

Для выхода из раздела "Результаты Вашей работы" необходимо вновь нажать клавишу Enter. Если повторно войти в третий раздел и ответить на вопросы, а затем войти в раздел "Результаты Вашей работы", то в графе "Формирование графических режиме" вторая попытка будет стоять не "О", а оценка (например, "4"). Третий раз войти в третий раздел нельзя, т.к. разрешено сделать только две попытки.

Через меню войдем в четвертый раздел "Управление цветом и стилем изображений". Порядок работы в этом разделе такой же как и в преды­дущем, как и в последующих. После изучения теории отвечаем на конт­рольные вопросы. Закончив работу с вопросами обучаемый попадает в окно меню и вновь может узнать результаты своей работы в виде оценок. Для этого необходимо вновь войти в раздел "Результаты Вашей работы, подведя курсор к разделу с этим названием и нажав клавишу Enter. Теперь к уже имеющимся двум оценкам по разделу "Формирование прямолинейных монохромных изображений" добавилась еще одна оценка в графе "Управление цветом и стилем изображений" первая попытка (например, "5") . Изменилась оценка работы за сеанс первой попытки и стала "4".

Нажав вновь клавишу Enter вернемся в окно меню. На этом закон­чим работу с программой. Для этого необходимо подвести курсор к разделу с названием "Конец работы". На экране появляется заставка с надписью "Вы хотите закончить работу с программой Y/N?" . Нажимаемклавишу "Y" или "Н" и выходим из программы. При нажатии любой другой клавиши на экране появится окно меню.

Если после выхода из программы вновь в нее войти и через меню войти в раздел "Результаты Вашей работы", то во всех графах будут находится "О". Это означает, что при выходе из программы результаты работы с ней не сохраняются. Поэтому, перед выходом из программы следует предъявить ведомость оценок преподавателю.

5. РУКОВОДСТВО ПРОГРАММИСТА

5.1. Назначение и условия применения программы

Программа для обучения работе в графическом режиме языка Turbo-Pascal предназначена для обучения студентов младших курсов СПГУАП. Она знакомит студентов в основами программирования в графическом режиме, возможностями языка и turbo-среды, дает навыки работы с компьютером. Программа содержит материал для изучения по следующим темам:

1) Программирование графических режимов.

2) Управление курсором и полем рисования.

3) Формирование прямолинейных монохромных изображений.

4) Управление цветом и стилем изображения.

5) Программирование цветных криволинейных изображений.

6) Формирование графических текстов.

7) Программирование озвученных динамических сцен.

Изучение темы по данным разделам обеспечивает основная прог­рамма graphic и семь модулей RAZTEX1-RAZTEX7.

Основная программа выполняет следующие функции: формирует заставку, окно меню, вызывает на исполнение модули , формирует и выводит на экран ведомость оценок. Модули RAZTEX1-RAZTEX7 выпол­няют функции: связь с файлами базы данных, вывод на экран текста теории, вопросов, справок, считывание оценки за ответы на вопросы из файла справок.

Для успешной работы программы необходимо иметь персональный компьютер IBM или совместимый с ним, растровый дисплей с графи­ческим адаптером типа EGA с объемом видеобуфера 256 К, разрешением экрана 640x350 пиксел, 16 регистрами палитры. В качестве программ­ного обеспечения необходимо иметь DOS, инструментальную интегриро­ванную среду Turbo-Pascal 7.0 . Вызов И загрузка программы подроб­нее описаны ниже в подразделе 5.3.

5.2. Характеристики программы

Программа для обучения рассчитана на работу в течение 45 минут. Программа работает в диалоговом режиме. В начале работы студенту предлагается воспользоваться окном меню для выбора раздела для изучения. Далее выдается теоретическая часть . После нее предлага­ются контрольные вопросы. Вопросы выдержаны в режиме "вопрос -четыре варианта ответа" . Обучаемому предлагается выбрать один и ввести номер правильного ответа. Введенный ответ обрабатывается и выводится на экран справка о его правильности.

Инструментальная интегрированная среда Turbo-Pascal имеет хорошо развитую службу помощи. Поэтому при возникновении ошибок она выдает на экране в верхней строке код ошибки и ее название. Для избежания возникновения ошибок следует внимательно вносить изменения в базу данный и программу , если это потребуется, четко выдерживать размеры полей файлов записей базы данных. Изменения в программу вносить только после подробного знакомства с програм­мными документами. Особое внимание следует обратить на необходимость преобразования ASCIIZ-строки в строку стандарта Pascal при выводе ее на экран, а также преобразование символьного представления числа в двоичную форму перед тем как проводить сравнения его с числом.