Смекни!
smekni.com

Правовые основы политики украинизации 20-х годов ХХ столетия (стр. 4 из 6)


3 Сворачивание украинизации, её последствия

3.1 Причины сворачивания украинизации

Отрицательное влияние оказала сталинская политика на проведение национальной политики в республике. В осуществлении такого важного, сложного и деликатного дела, как украинизация, безусловно, не могло быть определенных трудностей, а то и ошибок.

Они проявлялись в отношении к темпам украинизации, роли в ней коммунистов-украинцев и т. п. Однако под влиянием деформаций, которым подвергалась национальная политика со стороны Сталина и его ближайшего окружения, руководство республики не смогло противостоять противодействию украинизации, проявлявшемуся в традиционных обвинениях в национализме и сепаратизме, искусственных поисках национал-уклонистов как в своей среде, так и среди низового партийного и государственного аппарата, представителей интеллигенции.

Партийно-государственный аппарат, состоявший из неукраинской пли русифицированной верхушки, активно противодействовал политике украинизации, всячески тормозил внедрение украинского языка. Так, секретарь ЦК КП(б)У Д. Лебедь выступил одним из основателей теории "борьбы двух культур", по которой "передовая пролетарская российская культура" должна была победить "отсталую, связанную с крестьянством украинскую". Впрочем, подобные шовинистические идеи, маскировавшиеся под лозунгами "пролетарского интернационализма" и разделявшиеся многими партийными функционерами, политически были преждевременными[21].

Правильное решение национального вопроса в стране не соответствовало сталинскому подходу к этим проблемам. Сохраняя по форме ленинские формулировки национальной политики, Сталин, по существу, ее извращал. Более того, национальные отношения он также использовал в своих корыстных интересах — для достижения абсолютной личной власти.

Еще находясь на должности наркома по делам национальностей, он позволял себе оскорбительные выпады в адрес суверенитета Украины, что вызвало резкий отпор со стороны таких партийных и государственных деятелей республики, как В. П. Затонский, Ю. М. Коцюбинский, Н. А. Скрыпник, А. Я. Шумский и др.

Бескомпромиссным оппонентом сталинского понимания национальных отношений был X. Г. Раковский. Хотя он и сам не всегда занимал взвешенную позицию в отношении украинизации, но открыто и смело выступал против централизаторской политики Сталина в нациинальном вопросе на XII съезде партии, вступив с ним в полемику по принципиальным проблемам. В своих письмах, адресованных Сталину и большевикам-ленинцам, X. Г. Раковский постепенно, по мере утверждения сталинизма, расширял критику действий генерального секретаря.

На Украине активным проводником национальной политики по-сталински был Каганович. Под видом борьбы с национализмом он шельмовал авторитетные, но неугодные ему партийные и советские кадры, выискивал различные национальные уклоны.

Одной из первых жертв этой зловещей политики стал А. Я. Шумский. Он отстаивал свою точку зрения на темпы осуществления процесса украинизации и роль партии в этом деле. Не раз, в том числе и в беседах со Сталиным, он прямо и открыто поднимал вопрос о замене Кагановича на должности генерального секретари ЦК КП(б)У. В ответ началась широкая кампания травли А. Я. Шумского, компрометация его деятельности, и в итоге он был снят с должности наркома просвещения УССР. Даже не сделан попытки разобраться в сущности обвинений, февральско-мартовский объединенный пленум ЦК и ЦКК КП(б)У 1927 г. расценил взгляды А. Шумского как «националистический уклон», хотя это не соответствовало действительности[22].

Деятельность Кагановича отрицательно отразилась на всей общественно-политической жизни республики. В 1928 г. он был отозван из республики, а генеральным секретарем ЦК КП(б) У стал С.В. Косиор — известный партийный и государственный деятели, прошедший сложный путь революционера, внесший значительный вклад в победу Великого Октября. Но в процессе социалистического строительства он был также одним из активных проводников политики на Украине. С одной стороны, прилагал много усилий к смягчению, с другой — к утверждению административно-командных методов управления, к поискам так называемых националистических уклонов, расширению беззаконий, жертвой которых впоследствии стал и сам.

В связи с тем что административно-командной системе, сложившейся в стране, нужна была ничем не ограниченная централизация власти и всех ее структур, интересы национального развития народа все более игнорировались. Отсутствие же ясной, национальной позиции партийного и государственного руководства Украины, как и других республик, приводило к тому, что их суверенитет становился все более формальным.

Таким образом, внутрипартийная борьба становилась как формой идеологического столкновения различных точек зрения на пути методы социалистического строительства, так и стремлением лидерству в партии. В процессе этой борьбы происходило отчуждение трудящихся от власти, ограничение демократии и утверждение административно-командной системы управления. Первые успехи в решении национального вопроса в республике, проведении украинизации сосуществовали с широкими компаниями поисков всяческих националистических уклонов и других якобы враждебных деяний среди различных слоев населения.

3.2 Итоги осуществления политики украинизации

В результате политики коренизации украинский язык получил официальное признание. Государственное (с 1925) и партийное делопроизводство осуществлялось в УССР на украинском языке.

В результате политики украинизации в республике, 80% населения которой составляли украинцы, к концу 1927 г. действовало четыре пятых школ, свыше половины техникумов и более четверти институтов с украинским языком обучения. На украинском языке издавалось свыше половины книг и журналов, работала четверть театров, выпускались все или почти все кинофильмы, полностью осуществлялось радиовещание. До 52% увеличился удельный вес украинцев в составе КП(б)У, возросла также их доля среди партийных, комсомольских, советских и хозяйственных работников различного масштаба[23]. Правда, еще весьма значительным оставался удельный вес служащих (прежде всего республиканских и особенно союзных ведомств), не владеющих украинским языком, немало таких было и среди рабочих.

Украинский язык превращался в основное средство общения. Украинизация распространялась также на те регионы страны, где компактно проживали много украинцев (Кубань, отдельные территории Казахстана и Дальнего Востока). Здесь также открывались школы с украинским языком обучения, издавались украинские газеты, работало украинское радиовещание. Одновременно создавались возможности для всестороннего развития национальных меньшинств, проживающих на Украине. Еще в октябре 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика.

В результате национально-территориального районирования в республике были выделены национальных районов, образованы 954 сельских и 100 местечковых Советов национальных меньшинств, работали сотни школ с немецким, еврейским, татарским, болгарским, польским и другими языками обучения. На этих национальных языках действовали теаатры, функционировали сотни библиотек, клубов (сельбудов), читален. Все большее значение для межнационального общения приобретал русский язык.

Результаты украинизации 20-х гг. были действительно весомыми. Количество украинцев среди служащих государственного аппарата с 1923 но 1927 г. возросло с 35 до 54%. Доля коренной национальности среди членов КП(б)У в то же время увеличилась с 23 до 52%. Украинский язык, несмотря на противодействие противников украинизации ("русотяпов"), превратился в основное средство общения, язык официального делопроизводства и образования. В 1929 г. в УССР действовало 80% школ, свыше 60% техникумов н 30% институтов с украинским языком обучения[24].

Расширялась сеть украиноязычной прессы и издательств: свыше половины книг, газет и журналов начали издаваться на украинском языке. По инициативе Н. Скрыпника национальный язык внедрялся в школах командного состава, в красноармейских частях. Процесс украинизации охватил регионы других республик, где компактно проживали украинцы (Северный Кавказ, Казахстан, Дальний Восток). Здесь также открывались украинские школы, издавались украинские газеты, работало украинское радиовещание. Все это способствовало росту национального сознания украинского народа.

В то же время осуществление политики украинизации сопровождалось созданием благоприятных условий для национальных меньшинств, компактно проживавших на территории Советской Украины. Происходил интенсивный процесс национально-территориального районирования: были выделены 13 национальных районов, существовали сотни национальных сельсоветов и поселковых советов, работали сотни школ с немецкнм, еврейским, болгарским, польским, татарским и другими языками обучения[25].

Из тактических соображении официальная власть позволила осуществить украинизацию даже в церковной жизни, что было обусловлено деятельностью Украинской автокефальной (независимой) православной церкви (УАПЦ). Официально она возникла в октябре 1921 г. на Всеукраинском православном соборе в Киеве и возглавлялась митрополитом Василием Лыпкивским. Религиозная служба в ней проходила на украинском языке, церковная организация определялась демократическими изменениями, активным участием мирян в управлении. УАПЦ критически относилась к советской власти и в условиях разворачивания бурной "атеистической пропаганды" была официально ликвидирована в 1930 г.