unit Unit1;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, ExtCtrls, ComCtrls, StdCtrls, Buttons;
type
TForm1 = class(TForm)
Timer1: TTimer;
Panel1: TPanel;
StatusBar1: TStatusBar;
ProgressBar1: TProgressBar;
ProgressBar2: TProgressBar;
procedure FormPaint(Sender: TObject);
procedure Timer1Timer(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormKeyPress (Sender: TObject; var Key: Char);
procedure FormKeyDown (Sender: TObject; var Key: Word; Shift: TShiftState);
Private
back: TBitmap; // фон
plane, plane2: TBitmap; // Самолеты
rocket: TBitmap;// Пушка
bomb : Tbitmap; // Ракета
x,y, x1, y1, x2,y2, x3, y3: integer; // координаты объектов
n, m: integer; //Количество выстрелов и попаданий
Public
{Public declarations}
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
// конструктор
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
try
back := TBitmap.Create;
back.LoadFromFile('graphics\sky.bmp');
// установить размер формы в соответствии
с размером фонового рисунка
Form1.ClientWidth := back.Width;
Form1.ClientHeight := back.Height + 50;
plane := TBitmap.Create;
plane.LoadFromFile('graphics\plane.bmp');
plane.Transparent := True;
plane2 := TBitmap.Create;
plane2.LoadFromFile('graphics\plane2.bmp');
plane2.Transparent := True;
rocket := TBitmap.Create;
rocket.LoadFromFile('graphics\turel.bmp');
rocket.Transparent := true;
bomb := TBitmap.Create;
bomb.LoadFromFile ('graphics\bomb.bmp');
bomb.Transparent := true;
StatusBar1.Panels[0].Text := 'Количествовыстрелов: ' + inttostr(n) ;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;
// исходное положение объектов
x := -30;
y := 50;
x1 := 150;
y1 := 190;
x2 := x1;
y2 := -15;
x3 := -40;
y3 := 40 ;
Timer1.Interval := 25;
finally
end;
end;
//Нажатиеклавиш
procedure TForm1.FormKeyPress (Sender: TObject; var Key: Char);
begin
if (key = ' ') and (y2 = -15) then
begin
x2 := x1 + 8;
y2 := clientheight - 80;
n := n + 1;
StatusBar1.Panels[0].Text := 'Количествовыстрелов: ' + inttostr(n) ;
ProgressBar1.StepIt;
end;
end;
procedure Tform1.FormKeyDown(sender: Tobject; var Key: Word; shift: TshiftState);
begin
case key of
VK_LEFT : x1 := x1 - 3;
VK_RIGHT : x1 := x1 + 3;
end;
end;
// сигналоттаймера
procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
var
r, r1, r2, r3: TRect; // области, в которых находятся объекты
begin
randomize;
r := Rect(x, y, x+plane.Width, y+plane.Height);
Canvas.CopyRect(r, back.Canvas, r); // стереть объект (восстановить фон)
r1 := Rect (x1,y1,x1+rocket.Width,y1+rocket.Height);
Canvas.CopyRect(r1,back.Canvas,r1);
r3 := Rect(x3,y3,x3+plane2.Width,y3+plane2.Height);
Canvas.CopyRect(r3,back.Canvas,r3);
Ify2 > -15 then
begin
y2 := y2 - 2;
r2 := Rect (x2,y2, x2+bomb.Width,y2+bomb.Height);
Canvas.CopyRect(r2,back.Canvas,r2);
end
else y2 := - 15; //Снаряд долетел до верхней границы окна
x := x + 2;
x3 := x3 + 3;
//Сравнить координаты ракеты и самолетов
if (x > x2 -10) and (x < x2 +10) and
(y < y2 + 10) and (y > y2 - 10) then
begin
x := -30;
y2 := -15;
m := m + 1;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;
y := 50 + random(80);
ProgressBar2.StepIt;
exit;
end;
if (x3 > x2 -10) and (x3 < x2 +10) and
(y3 < y2 + 10) and (y3 > y2 - 10) then
begin
x3 := -30;
y2 := -15;
m := m + 1;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;
y3 := 60 + random(80);
ProgressBar2.StepIt;
exit;
end;
//Сравнить количество выстрелов и попаданий с необходимой нормой для завершения игры
if m > 15 then
begin
timer1.Enabled := false;
ShowMessage ('ВыВыиграли!!!!');
n := 0;
m := 0;
y2 := -15;
progressbar1.Position := 20;
progressbar2.Position := 0;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;
StatusBar1.Panels[0].Text := 'Количествовыстрелов: ' + inttostr(n) ;
timer1.Enabled := true;
end;
if n > 20 then
begin
timer1.Enabled := false;
ShowMessage ('Выпроиграли!!!');
n := 0;
m := 0;
y2 := -15;
progressbar1.Position := 20;
progressbar2.Position := 0;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;
StatusBar1.Panels[0].Text := 'Количествовыстрелов: ' + inttostr(n) ;
timer1.Enabled := true;
end;
//не пустить пушку за границы формы
if x1 < 0 then x1 := 0;
if x1 > form1.width - rocket.Width then x1 := form1.Width - rocket.Width;
Canvas.Draw(x,y,plane);
Canvas.Draw(x1,y1,rocket);
Canvas.Draw(x2,y2,bomb);
Canvas.Draw(x3,y3,plane2);
if x > Form1.Width + plane.Width + 10 then
x := -20;
if x3 > Form1.Width + plane2.Width + 10 then
x3 := -20;
end;
procedure TForm1.FormPaint(Sender: TObject);
begin
Canvas.Draw(0,0,back);
Canvas.Draw(x,y,plane);
Canvas.Draw(x3,y3,plane2);
Canvas.Draw(x1,y1,rocket);
Canvas.Draw(x2,y2,bomb);
end;
end.
4 Описание программы
4.1 Общие сведения
Программа «Сбей самолет» имеет наименование flight.exe, и представляет собой компьютерную игру. Пользователю предоставляется возможность сбить самолеты, появляющиеся на экране, и летящие с разной скоростью.
Приложение, созданное в Delphi, будет работать на другом компьютере только в том случае, если на этом компьютере есть необходимые для его работы динамические библиотеки. Таким образом, помимо EXE-файла на компьютер пользователя надо перенести динамические библиотеки, необходимые программе, как минимум, так называемую библиотеку времени выполнения (RuntimeLibrary, файл rtl100.bpl) и библиотеку визуальных компонентов (VisualComponentsLibrary, файл vcl100.bpl). Библиотеки, используемые программой, должны находиться в том же каталоге, что и EXE-файл. Однако весь необходимый для работы программы код можно включить непосредственно в EXE-файл (в этом случае динамические библиотеки можно не устанавливать на компьютер пользователя), что и сделано в данной программе.
Программа «Сбей самолет» написана на языке высокого уровня Delphi. Среда BorlandDelphi является одним из популярнейших средств разработки прикладных программ (приложений). Она ориентирована на так называемую «Быструю» разработку, в основе которой лежит технология визуального проектирования и событийного программирования. Суть этой технологии, которую иногда называют «компонентной», в том, что среда разработки берет на себя большую часть рутины, оставляя программисту работу по конструированию окон и созданию функций обработки событий.
4.2 Функциональное назначение
Программа «Сбей самолет» представляет собой игру, и предназначена для проведения досуга, развлечения играющего. Для правильного функционирования программы необходимо, чтобы компьютер имел процессор с тактовой частотой не менее 600 МГц. Оперативной памяти не менее 512 Мб. Свободного места на жестком диске не менее 600 Мб. Управление игрой производится с клавиатуры, путем нажатия клавиш перемещения курсора для сдвига пушки, и пробел для выстрела. А так же мышь, для ответа на диалоговые сообщения, которые появляются при окончании игрового процесса.
4.3. Описание логической структуры
В программе главную задачу выполняет мультипликация. Она позволяет реализовать движение всех объектов, используемых в программе.
Чтобы воспроизвести движение объекта, необходимо сначала вывести объект на фоне, затем через некоторое время стереть этот объект, вывести фон, чтобы восстановить «испорченную» область, и снова вывести объект, но уже с небольшим отклонением от первоначального положения.
После загрузки битового образа из файла он находится в программе в определенной области памяти. Чтобы определить положение объекта на форме, необходимо переменной объекта присвоить значение типа TRect, а затем вывести объект с нужными координатами на форму.
Например:
r: TRect;
r := Rect (x, y, x+plane.Width, y+plane.Height);
После чего можно вывести объект, стереть его, и снова вывести:
Canvas.CopyRect(r, back.Canvas, r);
Так как с каждым сигналом от таймера значение переменных меняется, то изображение каждый раз будет выводиться с определенным смещением. У наблюдателя возникнет ощущение непрерывного движения.
Для реализации движения самолетов и ракеты движение происходит в строго определенную сторону, путем прибавления к координате Х для самолетов и к координате У для ракеты определенного им числа. Для реализации движения пушки в обе возможные стороны, ее координата Х должна меняться в соответствии с нажатиями клавиш. Для этого нужно в обработке события при нажатии клавиш перемещения курсора влево или вправо прибавить к координате Х пушки или отнять от нее определенное число соответственно.
Например:
procedure Тform1.FormKeyDown(sender: Тobject; var Key: Word; shift: tshiftstate);
begin
case key of
VK_LEFT : x1 := x1 - 3;
VK_RIGHT : x1 := x1 + 3;
end;
end;
Таким образом, координата Х пушки меняется, и процедура мультипликации рисует ее со смещением.
Для того чтобы произвести пуск ракеты строго из центра пушки, необходимо координате Х ракеты присвоить значение координаты центра пушки (Координате Х пушки, прибавить 8). А координате У ракеты установить значение чуть меньше ширины формы, и затем с каждым сигналом от таймера прибавлять к этой координате определенное ей число. Таким образом, ракета будет смещаться вверх.
Например:
procedureTForm1.FormKeyPress (Sender: TObject; varKey: Char);
begin
if (key = ' ') and (y2 = -15) then
begin
x2 := x1 + 8;
y2 := clientheight - 80;
n := n + 1;
StatusBar1.Panels[0].Text := 'Количествовыстрелов: ' + inttostr(n) ;
ProgressBar1.StepIt;
end;
end;
Чтобы определить попадание ракеты в самолет, необходимо сравнить координаты ракеты, и координаты самолета. Если они совпадают, стереть самолет и ракету, присвоить координате У ракеты значение минус 15, таким образом, программа будет знать, что можно пустить следующую ракету, присвоить переменной счетчика попаданий +1, и пустить самолет сначала. Например:
if (x > x2 -10) and (x < x2 +10) and
(y < y2 + 10) and (y > y2 - 10) then
begin
x := -30;
y2 := -15;
m := m + 1;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;
y := 50 + random(80);
ProgressBar2.StepIt;
exit;
end;
Здесь Х это координата самолета, а Х2 – ракеты.
Чтобы завершить программу, координаты попаданий или выстрелов должны достигнуть своего максимально-допустимого значения. Чтобы проверить это, нужно сравнить текущие значения переменных с номиналом. И если они будут равны, выдать сообщение о выигрыше или проигрыше соответственно, и затем обнулить в программе все счетчики.
Например:
if m = 16then
begin
timer1.Enabled := false;
ShowMessage ('ВыВыиграли!!!!');
n := 0;
m := 0;
y2 := -15;
progressbar1.Position := 20;
progressbar2.Position := 0;
StatusBar1.Panels[1].Text := 'Количествопопаданий: ' + inttostr(m) ;