10, 50–координаты начала текста; rc – локальное имя структуры rccoord (см. fgraph.fd) с помощью которой возвращается и передается в п/п предыдущая текстовая координата для ее переразмещения в новую. Координата (1,1) находится в левом верхнем углу.
Физические координаты.
Физические координаты являются фиксированными и определяются техническими средствами (видеокартой и монитором).Начало координат находится в левом верхнем углу, если не используется п/п setvieworg. Разрешения 640*480; 800*600. Физические координаты являются целочисленными.
Пример: перенос начала координат в точку (50, 100)
CALL setvieworg (50, 100, xy)
Теперь координата x изменяется от 50, до .numxpixels-50, а y, от 100 до .numypixels-100, где numxpixels и numypixels – элементы структуры videoconfig, содержащие максимальное число пиксел по осям OX и OY. Переустановка начала координат повлияет на все графические процедуры.
Используя физические координаты можно установить невидимую координатную область ‑ “область клипа”. Рисование в этом случае производится только в этой области, попытка рисования вне области игнорируется.
Пример:
call setcliprgn (10,10,100,100) – установка квадратной “области клипа”. Процедура setcliprgn не изменяет систему координат.
3.3.3 Координаты порта просмотра
“Порт просмотра” (“viewport”) – прямоугольная область экрана в которой осуществляется рисование. “Порт просмотра” устанавливается процедурой setviewport. Действие этой процедуры аналогично процедуре setcliprgn, но с переносом начала координат в левый верхний угол области. При использовании “оконных” координат необходимо создать "порт просмотра”.
Пример:
Call SetViewPort(20,20,200,200)
Аналогично:
Call SetClipRgn(20,20,200,200)
Call SetViewOrg(20,20)
Оконные координаты.
Оконные координаты используются для масштабирования изображения. Они устанавливаются для текущего порта просмотра. Все функции работы с окнами оканчиваются символом “-w”. Значение оконных координат имеют не целочисленный тип Integer (как обычно), а вещественный тип Real*8.
Пример:
dum = SetWindow (.TRUE.,-200.,-56,3.,500.,400.) – установка оконных координат в текущем “порту просмотра”
.TRUE. – увеличение по оси ординат снизу вверх
.FALSE. – увеличение по оси ординат сверху вниз
На рисунке в круглых скобках ( ) показаны физические координаты, в квадратных [ ] оконные координаты. На каждый физический пиксель по ОХ приходится оконных пикселя и по OY 1.91. При нулевых размерах окна функция не выполняется. При успешном выполнении функция setwindow возвращает ненулевое значение. |
Пример работы с координатными системами. Приведены стандартная головная программа и п/п.
$DEBUG ! Производит дополнительные проверки при компиляции
include 'fgraph.fi' ! Включение интерфейсов графических
interface to function getch()
integer getch[C,alias:’_getch’]
end
program graph_examples
implicit NONE ! Запретить неявное объявление типов
integer *2 dum ! Фиктивная переменная
integer getch[EXTERN]
include 'fgraph.fd' ! Объявление типов графических функций
dum=setvideomode($MAXRESMODE) ! Установить видеорежим с максимальным разрешением
call graph_win()
dum=getch() ! Задержка до нажатия любой клавиши
dum=setvideomode($DEFAULTMODE) ! Установить предыдущий видеорежим
end
subroutine graph_win()
include 'fgraph.fd'
integer*2 dum
! DOUBLE PRECISION dg,dv,maxdim,xcen,ycen
real*4 dg,dv,maxdim,xcen,ycen
record /xycoord/xy
record /videoconfig/vc
! Перемещение начала координат в точку (50,100)
call setvieworg(50,100,xy)
! Рисование диагональной линии
call getvideoconfig(vc) ! определение видеоконфигурации
dum=setcolor(2)
call moveto(-50,-100,xy)
dum=lineto(vc.numxpixels-50,vc.numypixels-100)
read*
call setviewport(100,100,200,200) ! окно просмотра, координаты - физические
dum=floodfill(1,1,3) ! заполнение области (окна просмотра) текущим цветом
! при отсутствии окна просмотра заполняется весь экран
read*
! Рисование и масштабирование эллипса в квадратном окне просмотра
call clearscreen($gclearscreen)
write(5,*)'Введите диаметры эллипса по горизонтали и вертикали'
read(5,*)dg,dv
call setviewport(100,100,300,300) ! окно просмотра, координаты - физические
dum=rectangle($gborder,1,1,199,199) !рамка окна
maxdim=max(dg,dv) ! Максимальный габарит рисунка
dum=setwindow(.false.,0.,0.,maxdim,maxdim)
if(dum.eq.0) write(5,*)'Ошибка установки окна'
! Рисование, масштабирование эллипса и его центровка
xcen=0.5*(maxdim-dg)
ycen=0.5*(maxdim-dv)
dum=ellipse_w($gfillinterior,xcen,ycen,xcen+dg,ycen+dv)
end
На рисунке в круглых скобках ( ) показаны физические координаты, в квадратных [ ] координаты порта просмотра, в фигурных { } оконные координаты.
3.4. Установка атрибутов фигур.
Под атрибутами рисования понимается:
установка текущего фона рисования
установка текущего цвета рисования
установка текущего способа изображения линии (типа)
установка текущей маски заполнения цветом (штриховки)
Установка цвета фона с индексом 2:
dum = setbcolor (2). По умолчанию индекс 2 соответствует зеленому цвету.
Аналогично dum = SetBkColor ($green). $green – символическая константа, указанная в файле fgraph.fd.
Toже цвета рисования.
dum = setcolor (2)
В случае неуспешного выполнения возвращается значение -1.
Установка шаблона для рисования линии
Call SetLineStyle (center), где center – имя 16-ти битной переменной. Бит 1 указывает на рисование соответствующего пиксела текущим цветом, 0 на отсутствие изменений цвета соответствующего пиксела. Шаблон повторяется по всей длине линий.
Пример задания переменной center.
$NODEBUG
integer*2 center /2#1111111100011000/ ! штрихпунктирная линия – ‘ – ‘ – ‘ –
$DEBUG
Установка шаблона штриховки.
Call SetFillMask (shad), где shad – 64-х битный массив 8*8 бит, где каждый бит представляет собой пиксел.
Пример задания shad:
$NODEBUG
integer*1 shading (8)/$DEBUG
Создание и управление графическими объектами
4.1. Рисование графических примитивов
Рисование эллиптических дуг.
Функция аrc использует систему координат “порта просмотра”, функция arc_w использует систему ”оконных” координат. Центр дуги есть центр ограниченного прямоугольника. Dum = arc (x1, y1, x2, y2, x3, y3, x4, y4). |
Очистка экрана.
П/п ClearScreen очищает область, заполняя ее текущим цветом фона.
Пример:
Call ClearScreen ($GCLEARSCREEN) – очистка всего экрана (заполнение его текущим цветом фона)
При символической константе $GVIEWPORT – очистка текущей области просмотра; $GWINDOW – очистка текущего окна.
Рисование эллипса
dum = ellipse ($GFILLINTERIOR, x1, y1, x2, y2) – рисование эллипса, закрашенного текущей маской заполнения. При использовании символической константы $GBORDER – рисуется контур эллипса, ellipse_w – тоже в “оконных” координатах. |
Закрашивание замкнутой области.
dum = FloodFill (x, y, bnd) – закрашивание замкнутой области с точки (х,у) (не лежащей на контуре) текущим цветом. Bnd – индекс цвета ограничивающего контура. При достижении цвета bnd закрашивание в данном направлении заканчивается. При неуспешном выполнении возвращается нулевое значение.
Рисование линии.
Функция LineTo рисует линию с текущей позиции до заданной точки (х, y) в координатах порта просмотра. После успешного выполнения (возвращено ненулевое значение) текущая позиция устанавливается в точку (х, у). dum = LineTo (x, y)
Перемещение текущей позиции графического вывода в заданную точку (х1, у1)
Calll MoveTo (x1, y1, xy) – xy – локальное имя структуры xycoord, возвращающей координаты предыдущей позиции.
Рисование прямоугольника.
dum = Rectangle ($GFILLINGTERIOR, x1, y1, x2, y2)
При использовании $GBORDER рисуется только контур прямоугольника. Возвращается 0 только при возникновении ошибки.
Рисование точки.
dum = SetPixel (x, y), в случае ошибки возвращается – 1.
Пример см. на рисунке стр. 5
4.2. Отображение текста
Шрифты делятся на:
битовые – отображаются поточечно ‑ символ состоит из набора точек. Битовые шрифты имеют фиксированный размер и не масштабируются.
векторные – символ состоит из последовательных линий и дуг, его образующих. Векторные шрифты масштабируемы.
Данная ситуация аналогична форматам изображения.
точечному (растровому), состоящему из разноцветных точек (bmp).
векторному, состоящему из набора графических примитивов (wmf, dwg). Конвертация из растрового формата в векторный более сложна, чем наоборот, но возможна (например, с помощью программы RasterVect (htttp://www.rastervect.com))
Шрифты в MS Fortran:
Тип шрифта | Отображение | Размеры |
Courier Helv Tms Rmn Modern Roman | Битовый Битовый Битовый Векторный Векторный | 10*8; 12*9; 15*12 10*5; 12*7; 15*8; 18*9; 22*12; 28*16 10*5; 12*6; 15*8; 16*9; 29*12; 26*16 масштабируемый масштабируемый |
Для использования шрифтов необходимы следующие действия:
выбор (регистрация) шрифта
установка текущего шрифта из регистра
отображение текста текущим шрифтом
выгрузка шрифтов из памяти
4.2.1. Выбор шрифта
Процесс регистрации шрифта представляет собой загрузку в ОЗУ соответствующего .fon файла
Синтаксис: dum = RegisterFonts (filename), где: filename – имя fon файла с необязательным указанием пути доступа. Возможно использование подстановочных символов * и ?.
Пример:
Dum = RegisterFonts (‘C:\MSLIB\FONT\*.fon‘)
Вывести текст шрифтом может только функция outgtext. В случае ошибки возвращается следующее значения:
- 1 нет заданного файла или каталога
- 2 один или более FON файлов является двоичными
- 3 один или более FON файлов испорчены.
4.2.2. Установка шрифта
Установка шрифта производится функцией SetFont
Пример: