Смекни!
smekni.com

Правовые проблемы очередности наследования по закону в Российской Федерации и установления родства (стр. 11 из 16)

Анализируя право представления, российские цивилисты основное внимание уделяли такому условию наследования по праву представления как наступление смерти представляемого лица раньше наследодателя.

Так, Г.Ф. Шершеневич считал что «это основное условие права представления»[113].

М.А. Левитский писал, что «прекращение жизни того лица, место которого наследник по праву представления заступает, в степень которого он вступает, вот единственное условие, причина и источник возникновения и зарождения права представления и ничто другое таковым считаться не может и не должно»[114].

Согласно действующему законодательству наследование по праву представления наступает в случаях, когда лицо, которое могло бы стать наследником по закону («представляемый наследник»), умирает «до открытия наследства или одновременно с наследодателем» (п. 1 ст. 1146 ГК РФ).

По общему правилу, содержащемуся в п. 2 ст. 1114 ГК РФ, комориенты; т.е. лица, считающиеся умершими одновременно, «не наследуют друг после друга». Закон, таким образом, не признает ни одного из них наследником другого. Нормы о наследовании по праву представления не меняют этого общего правила и не делают из него исключений, но, в то же время, допускают существенное от него отступление в интересах представляющих наследников, которыми чаще оказываются несовершеннолетние. Суть этого отступления заключается в том что, хотя представляемый наследник не признается наследником другого комориента, на место этого представляемого наследника становятся его нисходящие, наделенные законом возможностью наследовать по праву представления. Уже не как наследники представляемого наследника, а как наследники его комориента, они получают право на долю в наследстве последнего[115].

На сегодняшний день, согласно действующему законодательству наследование по праву представления возможно только при наследовании по закону, и распространяется оно только на внуков и правнуков наследодателя, а также на его племянников и племянниц, двоюродных братьев и сестер. По нашему мнению, расширение круга лиц, имеющих право наследовать по праву представления, является положительной тенденцией на современном этапе развития наследственного права России.

Как уже было указано выше, если представляемый наследник не имеет права наследовать как недостойный наследник по основаниям, названным в п. 1 ст. 1117 ГК РФ, то не могут, быть призваны к наследованию по праву представления и его потомки. По нашему мнению, такое положение является ошибочным, поскольку ограничивает наследственные права, нисходящих родственников наследодателя, которые обладают самостоятельным правом наследования, независимо от личности своего родителя. Известно, что сын за отца не отвечает. И. признание недостойным наследником родителя не может являться основанием для устранения от наследства его детей — внуков наследодателя. Лица, наследующие по праву представления, являются преемниками только наследственного права своего родителя, но не его личности, они как бы вступают на его место и наследуют по собственному праву. Дополнить данное утверждение можно мнением К.Ю. Бахмуткина, которая писала, что право представления - это указанная фикция, имеющая своей целью лиц представляющих поставить в права представляемых[116].

Халфина P.O. также отмечала, что, так как право представления, рассматривалось как самостоятельное право внуков и правнуков, то последние призывались к наследованию ив том случае, если их родитель прямо лишен завещателем права на наследование, но умер до открытия наследства или признан недостойным наследником[117].

Содержащееся в п. 1 ст. 1117 ГК РФ правило о возможности наследования недостойным наследником имущества, завещанного ему уже «после утраты» им права наследования, на положении представляющих его наследников не влияет, так как имущество завещателя оно не может быть ими унаследовано, поскольку наследование по праву представления является наследованием по закону.

Если наследодатель на основании ст. 1119 ГК РФ в завещании лишил представляемого наследника наследства, наследование по праву представления не наступает (п. 2 ст. 1146 ГК РФ). Но это правило применимо только в тех случаях, когда представляемой наследник вообще лишен завещателем наследства, а не какой-то его части.

Закон точно выражает юридическую природу того, что происходит при наследовании по праву представления. К лицам, наследующим на основании такого права, переходит «доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем» (п. 1 ст. 1146 ГК РФ). При этом; как указано в п. 2 ст. 1141 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.

Все лица, названные в ГК РФ в числе наследующих по праву представления, наследуют в качестве наследников по закону определенной очереди — первой (п. 2 ст. 1142 ГК РФ), второй (п. 2 ст. 1143 ГК РФ) или третьей (п. 2 ст. 1144 ГК РФ). Поэтому» будучи призваны к наследованию, они устраняют от наследования наследников последующих очередей, как это предусмотрено п. 1 ст. 1141 ГК РФ. Разумеется, это не касается нетрудоспособных иждивенцев наследодателя (ст. 1148 ГК).

Таким образом, можно сделать вывод, что лица, наследующие по праву представления, занимая среди наследников по закону соответствующей очереди место своего родителя (умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем), становятся обладателям своих собственных прав на наследственное имущество, а не тех прав, которые могли бы принадлежать в качестве наследника их родителю. Это влечет ряд важных юридических последствий.

Во-первых, наследники по праву представления, независимо от возраста и трудоспособности, не имеют права на обязательную долю в наследстве (п. 1 ст. 1149 ГК РФ) и не могут претендовать на нее, даже если их умерший родитель обладал бы таким правом. В то же время любой из отнесенных законом к числу наследующих по праву представления (внук, внучка; племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра), независимо оттого, призван он в этом качестве к наследованию или нет, может иметь, право на обязательную долю в наследстве на основании п. 1 ст. 1149 ГК РФ, если ко дню открытия наследства он являлся нетрудоспособным иждивенцем наследодателя.

Во-вторых, лица наследующие по праву представления не, могут требовать предоставления им тех преимущественных прав на отдельные части наследства — на неделимую вещь (ст. 1168 ГK РФ), на предметы обычной домашней обстановкой обихода (ст. 1169 ГК РФ), на предприятие (ст. 1178 ГК РФ), на земельный участок (п. 2 ст. 1182 ГК РФ), которыми обладал бы их родитель, если бы не умер и был призван к наследованию. В то же время наследник по праву представления может оказаться самостоятельным обладателем любого из этих преимущественных прав, если к нему самому (а не к его родителям) применимы условия, с которыми ГК РФ связывает предоставление соответствующего преимущественного права.

В-третьих, являясь по праву представления самостоятельным наследником непосредственно наследодателя, а не своего родителя, лицо, наследующее на этом основании, отвечает полученным наследственным имуществом только по обязательствам наследодателя, но не по обязательствам своего родителя, наследником которого это лицо нередко одновременно является.

На наш взгляд, своеобразной гарантией прав лица наследующего по праву представления, является право на увеличение своей наследственной доли в случае отказа другого наследника от наследства в пользу этого лица (ст. 1158 ГК РФ) ив случаях приращения наследственных долей (ст. 1161 ГК РФ).

Следует также отметить, что, являясь наследованием по закону, наследование по праву представления имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ). Правила ГК РФ о наследовании по праву представления не ограничивают свободу завещателя распорядиться своим имуществом иначе, чем предусмотрено этими правилами.

В частности, завещатель может лишить наследства лицо отнесенное законом к числу наследников по праву представления (п. l ст.1119 ГK РФ), не лишая в то же время такого права его родителя (п. 2 ст. 1146 ГК РФ). Завещатель может устранить это лицо от наследования, подназначив его родителю иного наследника (п. 2 ст. 1121 ГК РФ). Нет препятствий; для подназначения наследника и самому лицу, которое может наследовать по праву представления[118].

В то же время завещатель может возложить на лицо, наследующее по праву представления, как на всякого наследника, различные обязанности - исполнение завещания (п.1 ст.1134 ГК РФ), исполнение завещательного отказа (п.1. ст. 1139 ГК) или завещательного возложения (п.1 ст. 1139 ГК РФ).

2.4 Проблемы установления родства

Факт родственных отношений лиц для оформления в правах наследования устанавливается в судебном порядке, когда подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство.

При установлении родственных отношений с целью получения наследства судам следует исходить из круга наследников по закону, установленных гл. 63 ГК РФ, если наследование производится по российскому законодательству. Если наследственные правоотношения регулируются нормами иностранного права, суд при установлении факта родственных отношений заявителя с наследодателем должен учитывать эти нормы.

Необходимость установления родственных отношений в судебном порядке возникает, как правило, если в выданных органами загса документах имеются неточные или ошибочные записи, а также когда первичные документы утрачены и не могут быть восстановлены путем получения повторных свидетельств в органах загса. В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" заявление о внесении исправления или изменения в запись актов гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган загса по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.