Смекни!
smekni.com

Правовые проблемы очередности наследования по закону в Российской Федерации и установления родства (стр. 3 из 16)

Согласно ст. 1111 ГК РФ закреплено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. По справедливому утверждению М.С. Абраменкова: «Выражение наследование по закону время от времени вызывает резонную, на первый взгляд, критику специалистов в этой области. Говорят, что оно не точно ведь наследование по завещанию тоже осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренным законом»[32]. Безусловно, с данным мнением нельзя, не согласиться. Дополнить данное высказывание необходимо утверждением другого российского цивилиста «наследование, по обоим основаниям осуществляется на основе и в строгом соответствии с правилами, установленными законом»[33].

Г.Ф. Шершеневич расценивал наследование по закону восполнением наследования по завещанию, которое «вступает в силу тогда и настолько, когда и насколько не успела выразиться воля наследодателя о судьбе оставленного им имущества», при этом он утверждал что «догматическое соотношение между обоими видами не изменится от признания наследования по завещанию только допускаемой законом заменой законного наследования, вариацией на законную тему»[34].

Д.И. Мейер характеризовал наследование по закону выражением воли наследодателя, так как если при составлении завещания лицо выражает волю, определяя наследника, то не оставляя письменного распоряжения на случай смерти, наследодатель, тем самым, выражает свою волю сознательно допуская действие норм гражданского права, т.е. он намеренно подчиняется «законным определениям о праве наследования»[35].

Братусь С.Н. на наш взгляд, весьма удачно выразил сущность соотношения наследования по завещанию и по закону «Наследование по закону основано на предположении, что закон, устанавливающий круг наследников, очередность их призвания к наследству, размеры наследственных долей соответствует воле наследодателя, не пожелавшего или не смогшего выразить волю свою иначе - путем завещательного распоряжения»[36].

О.С. Иоффе и В.К. Дроников, кроме двух оснований: наследования выделяли еще и третье: первый выделяет наследование по основанию выморочности наследственного имущества[37], а второй определяет основанием наследования, «право на обязательную долю» необходимых наследников[38]. Однако, классифицировав наследование по закону и по завещанию по субъекту воли, устанавливающей право на наследование, третий вид они определяли по субъекту наследования. При, этом и у того, и у другого третий вид является наследованием по закону, т.е. поглощается первым элементом классификации.

Так, О.А. Красавчиков предлагал «расщепить» наследование по закону на наследование в силу брака, родства, иждивения и т.д., отказавшись от понятия «наследование по закону»[39]. Относительно данного предложения мы полностью согласны с Ю.К. Толстым, который утверждает, что «термин «наследование по закону» удачно объединяет наследование по различным основаниям и вовсе не означает нивелирования тех юридических фактов, которые необходимы для наследования в каждом конкретном случае»[40].

В юридической литературе используется утверждение В.И. Серебровского о том, что «действительным основанием призвания к наследованию является не непосредственно сам закон, а некоторые факты, предусмотренные законом смерть, наследодателя родство наследника с наследодателем, либо усыновление наследодателем наследника состояние наследника в браке с наследодателем и др.»[41], а для призвания лица в качестве наследника по завещанию требуется наличие других предусмотренных законом фактов. Наследование во всех случаях возможно лишь при наличии, предусмотренных в законе юридических фактов.

Подобно ему Ю.К. Толстой утверждает, что «... наследование во всех случаях возникает лишь при наличии предусмотренных в законе юридических фактов. И с этой точки зрения наследование - ни по закону, ни по завещанию - непосредственное из закона не возникает»[42].

Б.Б. Черепахин писал, что «для перехода к наследникам всей совокупности прав и обязанностей наследодателя ... необходимо последовательное накопление предусмотренного законом определенного состава юридических фактов»[43].

На наш взгляд, с данным мнением нельзя не согласиться, так как; юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношения[44]. К примеру, наследство согласно ст. 1113 ГК РФ открывается со смертью наследодателя. Смерть является юридическим фактом. Очевидно, что основанием призвания к наследованию по закону является кровное родство[45], которое также является юридическим фактом, следовательно, порождает наследственно-правовые отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что теория и практика российского наследственного права признает только два основания наследования; наследование по завещанию и по закону.

При этом на первое место ГК РФ помещает наследование по завещанию, а на второе — наследование по закону. Принципиальная позиция ГК РФ выражается не только в структуре его разделов, но и в детальности регулирования. Так наследованию по завещанию посвящены 23 статьи (1118— 1140 ГК РФ), а наследованию по закону — 11 статей (1141—1151 ГК РФ).

По мнению Ю.К. Толстого это сделано так же и для того, чтобы изначально воплотить в наследственном праве основные принципы дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принцип диспозитивности[46].

Проанализировав мнения ведущих российских цивилистов по проблеме соотношения двух оснований наследования закона и завещания, мы пришли к выводу, что, если наследодатель, сам на случай смерти распорядился своим имуществом составив завещание, наследование должно осуществляться в- соответствии с его волей, в противном случае, наступает наследование по закону.


1.2 Субъекты наследования по закону

Согласно ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых на день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. В соответствии со ст.530 ГК РСФСР 1964 г. к наследованию по закону из числа детей, родившихся после смерти наследодателя, могли призываться только его дети. Часть третья ГК РФ не содержит подобных ограничений, следовательно, к наследованию, как по закону, так и по завещанию могут призываться любые наследники, если они были зачаты при жизни наследодателя и родились живыми после его смерти[47].

В соответствии со ст. 1116 ГК РФ при наследовании по закону в круг лиц, которые могут призываться к наследованию, входят граждане и Российская Федерация (в случае выморочности наследства), а при наследовании по завещанию помимо граждан, наследниками также могут быть и юридические лица, и Российская Федерация, а также субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, т.е. круг «законных наследников» уже круга наследников, которые могут призываться при наследовании по завещанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что центральными фигурами в наследственном праве являются наследодатель и наследники. При этом по вопросу определения лиц, являющихся субъектами наследственных правоотношений, в юридической литературе нет четких позиций.

Так, Е.А. Суханов считает, что субъектами наследования являются наследодатель и наследники[48].

А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой отмечают, что наследодатель субъектом наследственного правоотношения не является, так как «покойники субъектами правоотношения быть не могут»[49].

В.Н. Гаврилов пишет, что «наследодатель - это лицо, имущество которого переходит после его смерти к другому лицу (лицам), т.е. наследуется»[50]. При этом В.Н. Гаврилов отмечает, что наследодатель не является участников наследственного правоотношения. Наследник, по мнению В.Н. Гаврилова, - это лицо, указанное в законе или завещании:

Мы полностью поддерживаем мнения Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева, В.Н. Гаврилова о том, что наследодатель - это лицо, после смерти, которого осуществляется правопреемство, но которое не является субъектом наследственного правоотношения.

Наследник, на наш взгляд - это лицо, которое призывается к наследованию в связи со смертью наследодателя. При этом, объявление гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина. По общему правилу, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Однако если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может принять решение об объявлении гражданина умершим по истечении шести месяцев со дня его пропажи. Военнослужащий или иной гражданин; пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Для объявления гражданина умершим не требуется предварительного признания его безвестно отсутствующим.