Смекни!
smekni.com

Правовые проблемы очередности наследования по закону в Российской Федерации и установления родства (стр. 8 из 16)

Соответственно должен решаться и противоположный вопрос — о восстановлении наследственных прав усыновленного и его потомства в его прежней семье. Если в период существования усыновления там открылось наследство, на которое усыновленный имел бы право, если бы не был усыновлен, то все зависит от того, было ли до отмены усыновления это наследство принято теми лицами, для которых право принять это наследство (или его часть) возникло благодаря отсутствию усыновленного в числе наследников[83].

Кроме усыновления СК РФ предусматривает такую новую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья (гл. 21 СК РФ). Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами: опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и. приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК РФ). А так как законодатель в императивной форме закрепляет, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), то приемные дети не наследуют после смерти своих приемных родителей и могут быть наследниками только после кровных родителей.

Таким; образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации нисходящие наследники всегда наследуют в качестве наследников; первой очереди. Мы полностью поддерживаем мнение И. А. Покровского, который отрицательно относился к вопросу об отстранении от наследования[84] нисходящих родственников; наследодателя, «можно ли, прежде всего, отказаться от наследования; нисходящих. Очевидно, нет, это значило бы, прежде всего, отнять у родителей уверенность в том, что результаты их трудов пойдут тем, интересы которых составляли главную заботу их жизни. Конечно, при сохранении завещательного права дети могут быть обеспечены завещанием родителей, но, во-первых, завещание не всегда может быть совершено, а во-вторых, все это уничтожение законного наследования нисходящих практически превратилось бы тогда в установление всеобщей обязательности завещания, т.е. привело бы только к обременению народа излишней формальной; повинностью. С другой стороны, лишение детей законного наследования выбрасывало бы их, тотчас же, после смерти родителей на улицу, часто в совершенно беспомощном состоянии».

Мы полагаем, что позиция российского законодательства относительно наследственных прав нисходящих наследников, безусловно, справедлива и является гарантом их прав.

2.2 Наследование в боковой и восходящей линиях

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Включение родителей наследодателя в число наследников по закону первой очереди оценивалось юристами неоднозначно. Так, П.С. Никитюк предлагал установить две очереди наследования: первая - дети и супруг, а вторая - родители, братья и сестры наследодателя[85]. При этом исключение родителей наследодателя из числа наследников первой очереди он объяснял тем, что они, как правило, проживают отдельно от своих взрослых детей и степень типичного интереса в наследовании у родителей ниже, чем у супруга и детей наследодателя[86].

В большинстве случаев наследодатель, составляя завещание, назначил бы своими наследниками по закону, прежде всего своих детей и супруга, особенно если родитель не нуждается в материальном обеспечении за счет его имущества, - подчеркивает автор. Но поддержки в литературе это предложение не получило.

И.А. Покровский, к примеру, писал «Можно ли, далее, устранить наследование восходящих. Этот вопрос сложнее ввиду того, что родители обыкновенно меньше зависят от детей, чем дети от родителей. Однако и этот вопрос должен быть решен в положительном смысле, родители в свое время заботились о детях, обязаны были давать им содержание и сплошь и рядом имеют в них на старости единственную поддержку»[87].

На наш взгляд, включение родителей в число наследников первой очереди не должно вызывать сомнений. Особенность наследования состоит в том, что лицо, передающее свои права и обязанности, если оно не сделало завещания, уже не может выразить своих намерений по отношению к лицу, которое претендует на их получение как член семьи. Поэтому при определении круга лиц, относящихся к числу наследников по закону, естественно, следует, учитывать градацию лиц, относящихся к членам семьи, в отношении которых семейное право четко устанавливает взаимные права и. обязанности. Это - родители - дети, супруг - супруга, усыновители - усыновленные[88].

Кроме того, семья в настоящее время относительно невелика, почти 80% семей — это супружеская пара с ребенком и один или оба родителя одного из супругов (как допенсионного, так и пенсионного возраста)[89]. Представляется, что поскольку имущественные отношения, возникающие при наследовании, непосредственно связаны с семьей, ее существованием, функционированием, интересами; то игнорирование таких особенностей семьи в законодательстве не будет способствовать укреплению семейных отношений достижению социальной справедливости и эффективности законодательства[90].

Характеризуя наследственные права родителей, можно согласиться с мнением Е.А. Сегаловой, которая пишет, что; «включение родителей в круг наследников по закону первой очереди является одной из особенностей российского наследственного права, что, видимо, отражает традиционно большую, чем в Западной Европе, близость отношений между детьми и родителями»[91].

Согласно ст. 1143 ГК РФ наследниками второй очереди являются дедушка и бабушка наследодателя, как со стороны отца, так и со стороны, матери, полнородные и не полнородные братья и сестры наследодателя.

Интересно по этому поводу мнение И.А. Покровского относительно предложения о полном отказе от наследования боковых родственников наследодателя. Так, И.А. Покровский писал «... можно ли... дойти до полного уничтожения всякого наследования боковых. Можно ли, например, отвергнуть наследование родных братьев и сестер. Такое решение, также ,едва ли было бы справедливым: как ни дифференцирована нынешняя семья; все же и в настоящее время между ближайшими родственниками существует, по общему правилу, несомненная жизненная связь все же они часто являются поддержкой друг для друга...»[92].

Мы полностью согласны с И.А. Покровским по поводу того, что нельзя полностью отказаться от наследования боковых родственников, ведь, очевидно, что между ближайшими братьями и сестрами существует устойчивая семейная связь, но в то же время, «безграничное наследственное право боковых родственников»[93] зачастую не отражает реальных процессов в семейных; отношениях, так как в данном случае отношений близости между наследодателем и дальними боковыми родственниками не возникает.

А. обратился в суд с заявлением об установлении юридических фактов родственных отношений и принятия наследства, ссылаясь на то, что он является родным племянником и единственным наследником М.Е., умершей 18.03.2005, которая ранее фактически вступила в наследство к имуществу своей матери - Д., умершей 07.03.2000. Д. ранее фактически вступила в наследство к имуществу умершего 15.10.1985 своего брата - П. Документы, подтверждающие родство, не сохранились.

А. указывал, что дом N 5 ул. Серова пос. Ашукино Пушкинского района Московской области принадлежал на праве собственности П., после его смерти наследниками по закону являлись его дети - Д. и П., после смерти П. Д. фактически приняла наследство, проживая в доме.

Установление указанных юридических фактов необходимо для принятия наследства.

Решением Пушкинского городского суда Московской области от 23 октября 2006 года установлен факт, что Д. является родной сестрой П.; М.Е. - является родной дочерью Д., а также установлен факт принятия наследства Д. после смерти П. в виде 0,22 долей жилого дома N 5 ул. Серова пос. Ашукино Пушкинского района Московской области; установлен факт принятия наследства М.Е. после смерти матери Д. в виде 0,22 долей дома N 5; установлен факт принятия наследства А. после смерти родной тети - М.Е., в виде 0,44 долей жилого дома N 5.

Из материалов дела видно, что А. обратился в суд с заявлением об установлении фактов родственных отношений и фактов принятия наследства, необходимых для оформления наследства в виде доли жилого дома N 5 ул. Серова пос. Ашукино Пушкинского района Московской области.

Удовлетворяя заявление А. об установлении факта принятия наследства Д. после смерти брата П., суд исходил из того, что Д. фактически приняла наследство после смерти брата, фактически проживая и пользуясь его имуществом в виде 0,22 долей жилого дома N 5. Суд установил факт принятия наследства М.Е. после смерти Д., а также факт принятия наследства А. после смерти М.Е.

В надзорной жалобе М. ссылалась на то, что после смерти П. единственным наследником по закону являлась его жена - П.К., постоянно проживавшая в спорном доме и фактически принявшая наследство. После ее смерти, наступившей 26.10.1991, наследником к ее имуществу является она - М., внучка П.К. по праву представления, поскольку родная дочь П.К. - А.А., умерла 09.10.1970, а родной сын - Д.В. - наследство не принял.