Укрепляется судебная система ЕС, предусмотренная указанным Договором. Это приведет, с одной стороны, к увеличению количества судебных решений в области налогов, а с другой - к увеличению числа противоречий в этих решениях. Одновременно сохранится большое влияние судебной практики на развитие налогового права ЕС.
В настоящее время в странах - участницах ЕС происходит активная передача налогового суверенитета в пользу Сообщества. Наблюдается и ряд новых процессов:
- рост влияния на национальные законодательства постановлений Европейского суда справедливости (ЕСС), которые предлагают толкование общих принципов Договора об образовании Европейского сообщества;
- давление со стороны стран-участниц, приводящее к устранению межгосударственной налоговой конкуренции;
- активная роль Комиссии ЕС в решении вопросов применения правил предоставления государственной помощи;
- претензии Комиссии ЕС на право ведения переговоров о соглашениях в целях избежания двойного налогообложения.
Для того чтобы Россия могла успешно отстаивать национальные интересы в сложившейся в ЕС системе налогового регулирования, необходимо более тесное взаимодействие органов государственной власти с деловыми кругами в рамках системы частно-государственного партнерства. Таким образом, сотрудничество с ЕС приобретает практический характер, поскольку доступ к последней информации об изменениях в законодательстве у российских бизнесменов шире, чем у органов власти. Кроме того, Европейская комиссия традиционно прислушивается к мнению бизнеса при подготовке законодательных норм. Следует работать и в таких организациях, как отраслевые ассоциации бизнеса, Европейский "круглый стол" и т.д..
В отношении налоговых платежей, подпадающих под действие международных соглашений, страны ЕС и Россия используют два метода устранения двойного налогообложения, предусмотренные Типовой конвенцией об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г. и 1977 г.), принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Освобождение с последовательностью предполагает, что исключительное право на налог с определенного вида дохода принадлежит одной из договаривающихся стран. Договоры, где использован этот метод, содержат перечисление отдельных видов дохода. Они облагаются налогом в одной стране и освобождаются от него в другой. Условие же последовательности проявляется в том, что с оставшегося облагаемого дохода налог будет взиматься так, как если бы освобожденный от уплаты налога доход все же был обложен в пользу фиска.
Обычный вычет означает, что обе договаривающиеся страны могут облагать доход налогом, но одна страна должна снизить размер своего налога до уровня налогообложения другой договаривающейся страны, если он там ниже.
Помимо вышеназванных общих методов избежания двойного налогообложения применяют и специальные. Прежде всего в отношении достаточно распространенных в условиях глобализации бизнеса косвенных налогов (НДС, импортные пошлины, акцизы, налоги с продаж) и индивидуальных подоходных налогов. Так, при экспорте и импорте товаров использую кредит на заграничные налоги и налоговую скидку, а применительно к конкретной сделке в текст торгового контракта (договора об оказании услуг, кредитного соглашения) включают налоговую оговорку.
Добросовестная налоговая конкуренция предполагает определенное соперничество между налоговыми системами различных стран на основе уровня налоговых ставок, а также порядка расчета налогооблагаемого дохода. Одновременно большое значение придается таким важнейшим для мобильных факторов производства налогам, как налог на прибыль компаний, налог на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов, роялти, налог на финансовые операции. С точки зрения величины общего налогового бремени по данным видам налоговых платежей в мировой экономике можно выделить две группы стран:
- юрисдикции, не имеющие существенных различий в уровне и характере налогообложения отечественных и зарубежных инвесторов, физических и юридических лиц - резидентов и нерезидентов;
- юрисдикции с резко различающимися налоговыми режимами для резидентов и нерезидентов, предоставляющие льготы иностранным инвесторам в отдельных сферах экономики.
Вторую группу стран составляют государства, где создан режим, благоприятный для уклонения от уплаты налогов и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Борьба с этими негативными явлениями стала еще одним средством для решения проблемы устранения международного двойного налогообложения.
Проблема легализации криминальных доходов состоит в том, что отмывание денег является преступлением особого рода. Оно включает ряд действий, каждое из которых в отдельности допускается законом, но в целом они складываются в попытку сокрытия доходов от преступной деятельности. Именно эти трудности не позволяют ряду стран признать отмывание денег преступлением.
Однако современная тенденция правового регулирования связана с восприятием большинством государств процесса отмывания денег как уголовного преступления. Для этого имеется несколько оснований. Одним из них стала теория, согласно которой практически бесполезно бороться с преступниками, если не затрагивать их доходы: чистая прибыль одновременно является и мотивом (личное обогащение) основного преступления, и средством (оборотный капитал) для совершения преступлений в будущем.
Имеются основания и более практического свойства. Законы, касающиеся отмывания денег, рассматриваются в качестве удобного средства не только для расширения рамок деятельности правоохранительных органов с целью охватить прежде не подлежавшие уголовной ответственности категории участников преступных действий, но и для создания основы для вынесения потенциально более суровых приговоров лицам, обвиненным в совершении основного преступления. Еще более важное значение имеет тенденция к использованию законов о конфискации имущества, которые становятся привычным элементом в борьбе с отмыванием денег, в качестве средства для финансирования деятельности правоохранительных органов.
Международное сотрудничество при расследовании преступлений и решении задач уголовного правосудия в современных условиях не может быть ограничено только рамками взаимодействия в борьбе с преступлениями международного характера, ответственность за которые предусмотрена нормами международного уголовного права.
Поэтому в Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. (Венская конвенция) были включены положения, предусматривающие развитие международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. В частности, определены обязательства государств-участников вести борьбу с отмыванием денег, рассматривая его как отдельный самостоятельный состав преступления. При этом банкам было предписано ввести систему мер по распознаванию признаков отмывания денег для последующего обращения в правоохранительные органы.
Формулировки составов преступлений, указанных в Венской конвенции 1988 г., во многом заимствованы из законодательства США. Однако Конвенция относит к преступлениям лишь действия, совершенные преднамеренно. В российской правовой системе это определение соответствует термину "умышленно".
Позднее Страсбургская конвенция Совета Европы 1990 г. значительно расширила перечень деяний, отмывание доходов от которых является преступлением. Конвенция базируется на основных принципах международного права (уважение прав человека, сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств) и включает формы и процедуры международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег.
В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации незаконных доходов, относятся:
1) обязательные процедуры внутреннего контроля;
2) обязательный контроль;
3) запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем;
4) иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
При определении признаков операций с денежными средствами или иным имуществом, которые должны подлежать обязательному контролю, законодатель руководствовался предписаниями "Сорока рекомендаций" FATF, где закреплены критерии сомнительности характера финансовой операции. В число подобных операций входят:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме;
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, в случае если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, в котором не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;