Особую роль в системе правовых гарантий, обеспечивающих защиту МС, играет конституционное право МС на судебную защиту. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 11 Европейской Хартии МС «Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления». Эта важнейшая гарантия международного права закреплена в статье 133 Конституции РФ.
Дальнейшую регламентацию, она получила, в ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с ней, граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы МС и должностные лица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права МС актов:
-органов государственной власти и государственных должностных лиц,
- органов местного самоуправления и должностных лиц МС,
- предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Речь может идти о нарушении компетенции органа МС, подмене его функций, незаконной отмене или приостановлении действия актов органов МС и др.
На региональном уровне, гарантия права на судебную защиту, находит закрепление в Уставах муниципальных образований, так в «Положении о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске» в главе 7. «Гарантии территориального общественного самоуправления населения», в статье 42, гарантируется, что «Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения их прав и прав и законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав».[7]
Принципиальное значение имеет предоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограничено условиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, если нарушение прав местного самоуправления затрагивает его личные интересы. В данном случае личный и общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местного самоуправления означает и нарушение (непосредственно или в конечном счете) прав граждан на самоуправление.
Охраняя права МС, Закон не допускает прекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причем прекращение полномочий органов МС и выборных должностных лиц МС законодательным (представительным) органом субъекта Федерации возможно только в случае установленных судом нарушений Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.
В ст. 132 Конституции установлено правило, в соответствии с которым наделение органов МС государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств. Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимо запланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им полномочий. Например, если по решению федеральных органов закрывается предприятие, составляющее объект федеральной государственной собственности, возникает проблема безработицы для жителей данного города, к решению которой должен подключиться орган МС. Он затрачивает определенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением категории членов территориального сообщества (создает новые рабочие места, выплачивает дополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое содержание учреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т.д.). Согласно статье 132 Конституции РФ эти затраты органа МС должны быть ему компенсированы. Безусловно, органу МС должен быть компенсирован ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности и т.п.
Существенная гарантия прав МС - запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Эта норма адресована, с одной стороны, федеральным органам государственной власти, а с другой - органам государственной власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти (Правительства РФ), ни указы Президента России не могут сужать права МС, установленные как Конституцией РФ, так и законами, принимаемыми федеральным законодательным органом. В то же время и органы государственной власти субъектов Федерации не вправе уменьшать правовые возможности МС, закрепленные на федеральном уровне.
Таким образом, Конституция РФ и федеральные законы, принимаемые в рамках предметов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус самоуправления, и тем самым образуют "потолок" правового регулирования МС, выше которого не могут подниматься нормативные акты других государственных органов.
[1] Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1096 (ред. от 24.07.2001) "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью "// "Собрание законодательства РФ", 21.09.1998, N 38, ст. 4811
[2] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
[3]Собрание законодательства РФ от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3699
[4] "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2206
[5] "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.11.1992, N 46, ст. 2615.
[6] Решение Омского городского Совета от 19.04.2000 N 261 (ред. от 06.12.2000) Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске / / "Вечерний Омск", N 81-82, 20.05.2000
[7] Решение Омского городского Совета от 19.04.2000 N 261 (ред. от 06.12.2000) Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске / / "Вечерний Омск", N 81-82, 20.05.2000