Смекни!
smekni.com

Правоотношения (стр. 3 из 7)

2.1.1. Субъективное право

Субъективное право определяется в правовой науке как гаранти­руемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения. Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируе­мое правом поведение. В правовом государстве вмеша­тельство и государства, и его органов в жизнедеятель­ность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы. Юридическое дозволение — это сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируют­ся и не должны регулироваться правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: "Все, что не запрещено, дозволено". Есть и дозволения иного рода. Они нуждаются в соответ­ствующем правовом оформлении и обеспечении государ­ством. Их предусматривают в нормах права. Им коррес­пондируют обязанности других субъектов. Это как раз точто называется субъективным правом.

В отличие от простой незапрещенности субъектив­ное право юридически обозначено и закреплено в право­вой норме как вид и определенная мера поведения. Оно имеет формальную определенность. Норма может пред-

усматривать несколько вариантов возможного поведения она включает в себя как минимум четыре элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от право-обязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило, — первая. В целом же все че­тыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удов­летворения интересов управомоченного.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае это не субъективное право, а простая дозволен­ность (разрешенность, незапрещенность), которая вытекает из дейст­вующего в обществе правопорядка по принципу «что не запрещено, то разрешено».

Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием, в разных правах их больше или меньше. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства.

2.1.2.Юридическая обязанность

Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченого субъекта (индивида, организации, государства в целом). В зависимости от того, какой вид поведения предус­матривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость дей­ствия, а пассивные — необходимость воздержания от дей­ствий, запрещенных нормами права.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздер­жаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на об­ращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неиспол­нение этих требований;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченого субъекта (индивида, организации, государства в целом).

В отличии от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными ему требованиями. Отказ от исполнения юридической обязанности являет­ся основанием для юридической ответственности. От­ветственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы.[7] Точ­но так же, как и субъективное право, юридическая обя­занность является мерой поведения субъекта правоотно­шения. Мера — это те границы осуществления обязан­ности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательст­во на субъективное право другого участника правоотно­шения. Основой юридической обязанности является со­циальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений. Например, в сфере экономических отношений существует множество различных предпосылок, обусловливающих необходи­мость возложения обязанностей на граждан и должност­ных лиц. Производство товаров и услуг немыслимо без выполнения личностями разнообразных функций. Это прежде всего трудовые функции производителей и функ­ции организаторов производства. Они проявляются как результат заключения трудовых контрактов и догово­ров, гражданско-правовых сделок между производителя­ми и потребителями товаров и услуг (гл. 30 ГК РФ). Юридические обя­занности порождаются как частным, так и публичным правом. Примером публичных обязанностей граждан яв­ляются их воинские обязанности[8], обязанности платить налоги[9] и т.п. Любое должностное лицо выполняет обя­занности, в основу которых положен публичный инте­рес. Государство, все его органы и должностные лица выполняют функцию обеспечения общественных инте­ресов. Поэтому права и обязанности государства, его ор­ганов, должностных лиц совпадают. Они объединяются термином "полномочия". Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают его собственные интересы, однако оно должно сообразовываться с предписаниями норм права, отражающих и охраняющих интересы других лиц.

2.1.3. законный интерес и юридическая обязанность

Правовое регулирование общественных отно­шений предполагает целенаправленное воздей­ствие различных правовых средств на социаль­ные процессы, среди которых основное место принадлежит субъективным правам и юридиче­ским обязанностям.[10] Обозначенные средства яв­ляются результатом нормативных обобщений, которые, сочетая в себе разнообразные стимулы и ограничения, выполняют значительную часть "регулятивной" правовой нагрузки. В то же время эти средства взаимообусловли­вают друг друга: субъективное право не может не поддерживаться конкретной юридической обя­занностью, обязанность же без корреспондирую­щего субъективного права - искусственно создан­ное понятие.[11]

Вместе с тем, механизм взаимодействия субъ­ективных прав и юридических обязанностей с не­обходимостью поддерживает импульс к суще­ствованию законных интересов, которые служат своеобразным "переходником" между разрешен­ным и незапрещенным в праве, нормативным и ненормативным, казуальным.

Только субъективному праву с необходимо­стью корреспондирует юридическая обязанность. Однако в теснейшей взаимосвязи с последней на­ходятся и законные интересы, будучи обуслов­ленными нормативной обобщенностью с одной стороны, и "духом права", - с другой.

А.И. Экимов справедливо утверждает, что "реализация нормы начинается с того, что у субъ­екта появляются права и обязанности, но как дальше будет протекать этот процесс, будет зави­сеть от интересов субъекта"[12]. Приведенное вы­сказывание можно дополнить лишь тем, что за­конные интересы участников правоотношений влияют не только на реализацию нормы права, но и на использование принадлежащих субъекту прав, а значит, и на "координацию" существую­щих в обществе обязанностей. Между законным интересом и юридической обязанностью суще­ствует достаточное количество общих черт. Как первая, так и вторая категории обусловлены ха­рактером и уровнем сложившихся социальных отношений, взаимосвязью и взаимозависимостью различных участников правоотношений. Закон­ный интерес и юридическая обязанность высту­пают необходимыми подспособами правового ре­гулирования, влияют на развитие и совершен­ствование общественных отношений.

Законный интерес это - не только интерес участника правоотношения, попавший в сферу действия праворегулятивных механизмов, но и эффективное средство юридического воз­действия на социальные процессы. достижения поставленных целей правового регу­лирования.

Тем не менее, необходимо заметить, что если "законный интерес" как правовой инструмент яв­ляется непосредственной формой опосредования интересов и потребностей участников правоотно­шений, отражая их стремление к обладанию определенным социальным благом, то юридиче­ская обязанность опосредует интересы лишь кос­венно.

Если законный интерес напря­мую опосредует стремление субъекта, то юриди­ческая обязанность делает это стремление воз­можным, реальным, благодаря устанавливаемым ею правилам поведения, определенным "рамкам долженствования", которые распространяются не только на "заинтересованные лица" правоот­ношений. Смысл юри­дической обязанности в том, чтобы обеспечить функционирование соответствующей социально-политической системы. Обязанность нужна не только управомоченному. Она - элемент механизма саморегуляции сложной социальной системы. За­конные интересы дополняют данную саморегуля­цию производным от нормативности, но в то же время предполагающим незапрещенность, соот­ветствующую и норме, и духу права (что в рассмат­риваемом аспекте "подстегивает" правопримени­тельную деятельность) способом удовлетворения сложившихся потребностей. Однако именно обя­занности систематизируют борьбу стихийно возни­кающих из различных обстоятельств, связанных с действием нормы права, законных интересов.