Смекни!
smekni.com

Правоотношения в сфере рынка ценных бумаг (стр. 3 из 18)

Что касается постановлений Правительства Российской Федерации, то ряд важных вопросов, относящихся к развитию рынка ценных бумаг, нашел отражение, в частности, в постановлениях «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»[27], «О выпуске казначейских обязательств»[28] и других.

Во вторую категорию входят акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные вопросы, связанные с функционированием рынка ценных бумаг. К такого рода актам относятся постановления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Федеральной службы по финансовым рынкам), приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, различные нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Министерства по имущественным отношениям Российской Федерации и т.д.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти призваны решать специальные вопросы, касающиеся отдельных сторон правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Такие акты принимаются в пределах компетенции, предоставленной законом соответствующим федеральным органам[29].

К настоящему времени сформировалась судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с обращением ценных бумаг. Данная практика нашла свое отражение в следующих актах Высшего арбитражного суда РФ: Информационном письме Президиума ВАС «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным»[30], Информационном письме Президиума ВАС «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций»[31], Постановлении Пленума ВАС РФ от 03.03.1999г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции»[32].

Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется, прежде всего, за счет средств населения. Российская Федерация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути имеется препятствие – неуверенность населения – основного инвестора, заключающаяся в том, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском, связанным с недостаточными гарантиями защиты его интересов. В настоящее время реализуется концепция защиты инвесторов, которая конкретизирована в программах защиты частной собственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории инвесторов. По отношению к этим группам инвесторов разрабатываются разные методы их защиты. Одновременно обеспечиваются гарантии защиты прав эмитентов, а также установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.

1.2 Понятие и признаки ценных бумаг

Понятие ценной бумаги выявляется в результате анализа функций, выполняемых в гражданском и торговом обороте юридическими документами. Документ, который удостоверяет какое-либо субъективное гражданское право, может иметь для него различное значение[33].

Некоторые документы служат средством доказывания права в судебном процессе. В этом случае документ выполняет в отношении права только удостоверительную функцию и не играет никакой роли в его динамике. Соответствующее право здесь возникает, существует и прекращается независимо от наличия документа[34]. В качестве примера таких доказательственных документов можно назвать долговую расписку (п. 2 ст. 808 ГК РФ).

Любая ценная бумага характеризуется тремя основными признаками.

Во-первых, ценная бумага - это всегда обособленный документ. Касаясь данного признака, М.Е. Иванов отмечал: «Внешним образом ценная бумага проявляется как документ, имеющий отдельное существование. Если право имеет следы в книгах, напр. по текущему счету, то ценной бумаги нет, потому что не существует особого документа»[35]. С точки зрения этого признака к ценным бумагам не относятся так называемые «бездокументарные ценные бумаги».

Во-вторых, ценная бумага воплощает в себе определенное субъективное гражданское право. Для понятия ценной бумаги не имеет значения, какое право в ней воплощено. Содержание ценных бумаг могут составлять обязательственные, вещные или корпоративные права.

В-третьих, ценная бумага характеризуется не просто овеществлением в ней субъективного права, а особой связью между бумагой и правом, которая состоит в том, что для осуществления выраженного в бумаге права необходимо ее предъявление лицу, которое может или должно произвести исполнение по бумаге. С точки зрения этого признака к ценным бумагам не относятся документы, имеющие в отношении удостоверенных ими прав лишь доказательственное или конститутивное значение. Кроме того, ввиду их принципиальной несовместимости с началом презентации не являются ценными бумагами так называемые «бездокументарные ценные бумаги».

По вопросу о признаках ценных бумаг в цивилистической литературе были высказаны и иные точки зрения. Остановимся на некоторых из них.

По мнению В.В. Чанкина, «применение сложных средств коммуникации, компьютерной техники на рынке ценных бумаг (фондовая биржа) полностью исключает необходимость предъявления ценных бумаг для реализации, предусмотренного в них права»[36].

Против начала презентации как признака ценных бумаг, хотя и с иной мотивировкой, выступает Д.А. Медведев. В обоснование своей позиции автор ссылается на то, что существуют и такие ценные бумаги, как, например, акции и облигации акционерных обществ, исполнение по которым в виде выплаты дивидендов или процентов якобы гарантируется и без предъявления бумаги обязанному лицу[37].

Негативное отношение к началу презентации выражает также И.В. Редькин. По его мнению, «признак презентации, характеризующий ценные бумаги в их классическом варианте, теряет свое значение в отношении современных модификаций» (т.е. в отношении «бездокументарных ценных бумаг»)[38]. Однако этот вывод не соответствует действительности. «Бездокументарные ценные бумаги» лишены начала презентации не потому, что ценные бумаги в современных условиях не обладают этим свойством, а потому, что сами «бездокументарные ценные бумаги» не имеют ничего общего с ценными бумагами, поскольку они не совместимы ни с началом презентации, ни с другими признаками ценных бумаг.

В.А. Белов предлагает относить к числу традиционных признаков ценной бумаги оборотоспособность и публичную достоверность документа[39].

Так, признак оборотоспособности (транзитивности) ценных бумаг в определенной мере позволяет отграничивать их от легитимационных документов (билетов денежно-вещевой лотереи, проездных билетов, именных сберегательных книжек и др.)[40]. Хотя последние и могут в отдельных случаях переходить из рук в руки, это не дает основания считать их транзитивными документами. Легитимационные бумаги предназначены не для обращения, а лишь для облегчения должнику определения личности лица, в отношении которого он должен совершить определенные действия[41].

То же самое следует сказать и о публичной достоверности. Как мы увидим в дальнейшем, этим свойством обладают только предъявительские, ордерные и именные ценные бумаги. Обыкновенные именные ценные бумаги (именные векселя, именные депозитные и сберегательные сертификаты, именные коносаменты и т.д.) публичной достоверности лишены[42]. Это свидетельствует о невозможности отнесения публичной достоверности к имманентным признакам всякой ценной бумаги.

Ссылаясь на ст. 143 ГК РФ, В.А. Белов выделяет такой признак ценных бумаг, как отнесение документа к числу ценных бумаг федеральным законом о ценных бумагах или в установленном им порядке[43].

Во-первых, все существенные признаки любого понятия отражаются в его определении. Легальная дефиниция ценной бумаги не указывает на необходимость поименования ценной бумаги в качестве таковой федеральным законом или в установленном им порядке. Следовательно, выделяемый В.А. Беловым признак не является существенным.

Во-вторых, смысл предписания ст. 143 ГК РФ состоит в ограничении воли сторон сделать составленную бумагу о субъективном гражданском праве необходимой для его осуществления, т.е. ценной бумагой. Это предписание рассчитано не на развитую рыночную экономику, а на период становления в России рынка ценных бумаг. В развитых правопорядках не существует исчерпывающего перечня ценных бумаг. Поэтому участники оборота могут создавать документы, хотя и не названные законом в качестве ценных бумаг, но обладающие всеми признаками последних.

В-третьих, сам законодатель не всегда соблюдает требование ст. 143 ГК РФ. Так, например, в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[44] закладная названа ценной бумагой. Этот закон не является «законом о ценных бумагах», о котором идет речь в ст. 143 ГК РФ. Однако никто не сомневается в том, что закладная есть ценная бумага[45].

Таким образом, предписание ст. 143 ГК РФ носит временный и формальный характер. Оно не имеет отношения к понятию ценной бумаги и поэтому не должно фиксироваться в ее определении.

Рассмотрев существующие в отечественной цивилистике мнения относительно признаков ценной бумаги, обратимся к ее легальной дефиниции. Абз. 1 п. I ст. 142 ГК РФ гласит: «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении». Это определение страдает, по меньшей мере, четырьмя недостатками.