Смекни!
smekni.com

Правоотношения в сфере рынка ценных бумаг (стр. 4 из 18)

Во-первых, указание на имущественный характер прав, удостоверенных ценными бумагами, делает определение слишком узким: оно не охватывает содержания акций. Будучи корпоративной ценной бумагой, акция воплощает в себе не имущественное право, а личное неимущественное право членства в корпорации, из которого проистекают как имущественные, так и неимущественные права акционера[46].

Следуя мнению разработчиков ГК РФ, об имущественном характере удостоверенного ценной бумагой субъективного гражданского права, разработчики Федерального закона «Об акционерных обществах» рассматривают подтвержденные акциями права в качестве обязательственных (абз. 1 п. 1 ст. 2). Однако удостоверенное акцией отношение между акционером и акционерным обществом не является по своей природе обязательственным правоотношением. Обязательства призваны опосредствовать исключительно имущественные отношения[47]. Между тем в момент приобретения права на акцию акционеру еще не принадлежат какие-либо имущественные права в отношении; акционерного общества. Для их возникновения требуется наличие дополнительных юридических фактов или их составов. Так, для возникновения у акционера права на получение дивидендов необходимо принятие органом акционерного общества решения о выплате дивидендов и включение акционера в список лиц, имеющих право на получение дивидендов (п. 3 и 4 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Для возникновения у акционера права; на ликвидационный остаток необходимо принятие решения о ликвидации акционерного общества, наличие имущества у акционерного общества после завершения расчетов с кредиторами и некоторые другие юридические факты. С момента приобретения права на акцию у ее держателя возникают только некоторые неимущественные права по отношению к обществу (право на получение информации о деятельности общества, право на участие в управлении делами общества и др.). Но эти права, носящие корпоративный характер, не являются обязательственными правами. Сказанное позволяет утверждать, что акция воплощает в себе не обязательственное субъективное право, а право членства в корпорации.

Во-вторых, в легальной дефиниции ценной бумаги используется некорректное словосочетание «обязательные реквизиты». Слово «реквизит» в переводе с латыни означает требуемое ив соединении с прилагательным «обязательный» образует недопустимое с точки зрения русского языка и правил законодательной техники «масляное масло».

В-третьих, заключенная в абз. 1 п. 1 ст. 142 ГК РФ формулировка не согласуется с теми нормативными правовыми актами, которые позволяют признать документ ценной бумагой и при отсутствии в нем некоторых реквизитов.

В-четвертых, необходимость предъявления: документа для передачи удостоверенного им права необоснованно отнесена к числу признаков ценной бумаги. В науке гражданского и торгового права «предъявление ценной бумаги» традиционно рассматривается как акт ее презентации, который совершается, как правило, в отношении обязанного по бумаге лица и необходим лишь для осуществления, выраженного в ней права. Что касается приобретения этого права новым приобретателем, то в ряде случаев одним из элементов необходимого для этого юридико-фактического состава выступает не презентация бумаги, а ее вручение приобретателю. Но и необходимость вручения бумаги приобретателю как элемент юридико-фактического состава приобретения права из бумаги нельзя назвать признаком ценной бумаги, поскольку она предписана лишь для некоторых видов ценных бумаг. Так, основанием приобретения права, выраженного в ценной бумаге на предъявителя, является юридико-фактический состав, включающий в себя соглашение о переходе права собственности на предъявительскую бумагу и ее вручение приобретателю. Для приобретения права, удостоверенного ордерной ценной бумагой, также требуется вручение бумаги ее приобретателю[48]. Однако право из обыкновенной именной ценной бумаги передается в порядке, установленном для уступки требований (цессии)[49], и переходит от цедента к цессионарию в момент вступления в силу договора уступки. В отношении ректа-бумаг действует принцип: право на бумагу следует праву из бумаги. Если удостоверенное ректа-бумагой право переходит к другому лицу, то последнее приобретает право собственности на бумагу независимо от того, была ли передана ему бумага.

Таким образом, содержащееся в абз. 1 п. 1 ст. 142 ГК РФ определение ценной бумаги страдает целым рядом недостатков и нуждается в корректировке.


ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОЙ БУМАГИ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБОРОТА

2.1 Проблемы понятия ценной бумаги в континентальной системе права

В странах континентальной системы права целый ряд юридических документов, закрепляющих определенные имущественные права, именуются ценными бумагами, а в странах англо-американской системы эти же имущественные права – оборотными документами. Сами ценные бумаги и оборотные документы в качестве материальных носителей удостоверенных ими прав требования рассматриваются в национальных системах права как движимые вещи. Соответственно, они признаются объектами купли-продажи, хранения, залога и иных имущественных сделок, совершаемых с вещественными объектами права собственности. Защита правомочий владения, пользования и распоряжения ими как движимыми вещами обеспечивается нормами права, устанавливающими, в частности, презумпцию права собственности в отношении их обладателей как добросовестных приобретателей имущества. Обладая особой экономической сущностью, ценные бумаги и оборотные документы, как объекты вещного права, требуют специального правового режима и особого правового регулирования их оборота.

К ценным бумагам в континентальной системе права, в зависимости от содержания прав, которое выражено в бумаге и природы этих прав, относятся следующие их виды: 1) денежные бумаги, то есть бумаги, в которых выражено право требования на уплату определенной суммы денег (облигации, векселя, чеки и др.); 2) бумаги, в которых выражено право участия в акционерном обществе или компании и, следовательно, право на получение части прибыли в виде дивиденда (акции, сертификаты на акции, пользовательские свидетельства и т.д.); 3) товарные бумаги, то есть бумаги, в которых выражено вещное право, чаще всего право собственности или право залога на товары, находящиеся на каком-либо специальном основании во владении другого лица, выступающего, например, в качестве перевозчика или хранителя. Такая ценная бумага закрепляет право на получение указанного в ней товара и является одновременно средством распоряжения товаром, то есть товарораспорядительным документом (коносамент, свидетельство товарного склада и некоторые другие документы).

Ценной бумагой в континентальной системе права называется документ, определяющий взаимоотношения между выпустившим такой документ лицом и его владельцем и закрепляющий за этим владельцем определенные имущественные права, реализация которых возможна лишь при предъявлении самого документа. Так, ценной бумагой признается, «всякий документ, с которым какое-либо право связано так, что оно без этого документа не может быть ни осуществлено, ни передано другому лицу» (§ 995 Швейцарского обязательственного закона)[50]. Из аналогичного понятия ценной бумаги исходят доктрина и практика и других стран континентальной системы права.

Неразрывная связь между выраженным в бумаге правом и документом проявляется в том, что его владелец может осуществлять право, выраженное в ценной бумаге, лишь только при предъявлении самой этой бумаги. Это означает, что обладание бумагой легитимирует владельца в качестве субъекта права из бумаги. К тому же такой обладатель должен быть легитимирован при соответствии этой бумаги с формой устанавливаемой законом для данного вида бумаги и реквизитов, например, путем надлежащего указания в самой бумаге. Наиболее полное воплощение связи между документом и установленным в нем правом имеется в ценных бумагах на предъявителя, когда для осуществления права достаточно лишь ее предъявления: владелец такой ценной бумаги легитимирован одним лишь фактом предъявления бумаги.

Обороту имущественных прав, основанных на ценных бумагах свойственен ряд особенностей, отражающих стремление законодателя максимально упростить юридическую технику передачи таких прав. Переход вещного права на документ является одновременно переходом обязательственного требования или другого рода права из документа, то есть того права, о котором говорит содержание документа, воплощенное в нем. В отличие от права общегражданской цессии обязательств, передача такого документа осуществляется в относительно простом порядке.

В континентальной системе права ценные бумаги классифицируются по способу легитимации управомоченного на бумагу лица. В этом отношении различают бумаги на предъявителя, именные бумаги и ордерные бумаги. Данное деление ценных бумаг имеет особое значение, ибо в зависимости от способа определения управомоченного на бумагу лица определяется порядок передачи закрепленных в ней прав.

Ценная бумага является бумагой на предъявителя, когда из содержания или формы документа следует, что в качестве субъекта права признается любое лицо, являющееся обладателем данного документа. Должник не только вправе, но и обязан предоставить исполнение владельцу, не требуя, кроме предъявления документа, какой-либо дополнительной легитимации. В качестве ценных бумаг на предъявителя могут быть выпущены коносаменты, облигации, чеки, акции и др.