Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).
Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.
Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства и другие.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им достаточно предъявить документы, подтверждающие происхождение детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка и паспорт отца или матери ребенка).
Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.
Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ), взаимосвязано с преимущественным правом родителей на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Основаниями предъявления родителями требования о возврате ребенка являются:
- факт удержания ребенка иными лицами, включая других родственников ребенка;
- такое удержание не основано на законе (например, нахождение ребенка у опекуна в связи с установлением опеки, нахождение в лечебном, воспитательном учреждении) или судебном решении (судебное решение об усыновлении ребенка).
Требования родителей о возврате им ребенка рассматриваются судом в порядке искового производства. При рассмотрении дела суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ). Мнение ребенка учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ.
При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства с тем, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства дальнейшей его судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ, п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).
В соответствии с п. 1 ст. 66 СК РФ, родитель проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
Порядок и способы осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, могут быть определены в письменном соглашении между родителями (п. 2 ст. 66 СК). В нем можно определить место общения, продолжительность встреч, предусмотреть вид образовательного учреждения и форму обучения ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, возникший спор разрешается судом по требованию родителей или одного из них с участием органа опеки и попечительства (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ).
Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.
При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие.
В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из нормы п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающей осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.
Аналогично должно разрешаться и требование об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10).
При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством. А при злостном невыполнении решения суда, суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 66 СК РФ).
В соответствии со ст. 406 ГПК РСФСР на родителя, не исполняющего решение суда об устранении препятствий другому родителю общаться с ребенком и принимать участие в его воспитании, может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Уплата штрафов не освобождает должника от выполнения решения суда.
Как разъяснено в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10 в качестве злостного невыполнения решения суда, которое может явиться основанием для удовлетворения требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, о передаче ему несовершеннолетнего, может расцениваться невыполнение ответчиком решения суда или создание им препятствий для его исполнения, несмотря на применение к виновному родителю предусмотренных законом мер.
Отдельно проживающий от ребенка родитель имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений (п. 4 ст. 66 СК РФ).
Названная норма является новой для российского семейного законодательства и она еще раз подчеркивает принцип равенства прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. Согласно п. 4 ст. 9 Конвенции ООН о правах ребенка право на получение информации о своих детях имеют оба родителя, если они по каким-либо причинам разлучены со своими детьми.
В п. 4 ст. 66 СК РФ не названа информация, которую вправе получать о ребенке родитель, но исходя из примерного перечня учреждений, которые должны предоставлять информацию о ребенке, можно сделать вывод, что она должна касаться состояния здоровья ребенка, его поведения, отношения ребенка к учебе, занятиям спортом, уровня его материальной обеспеченности, нуждаемости в одежде и других необходимых материально бытовых предметах. Родителю следует сообщать о необходимости приобретения для ребенка лекарств, путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха и др.
В представлении информации о ребенке может быть отказано только при наличии угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. При этом отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.