Смекни!
smekni.com

Минимизация функций нескольких переменных. Метод спуска (стр. 2 из 3)

Блок-схема поиска минимума функции двух переменных методом покоординатного спуска.

Метод градиентного спуска.

Рассмотрим функцию f, считая для определенности, что она зависит от трех переменныхx,y,z. Вычислим ее частные производные дf/дх,дf/ду, дf/дz и образуем с их помощью вектор, который называют градиентом функции:

grad f(x, у, z) = дf(х, у,z)/дх*i+дf( x, у, z)/ду*j+дf(x, y,z)/дг*k.

Здесь i, j, k - единичные векторы, параллельные координатным осям. Частные производные характеризуют изменение функции f по каждой независимой переменной в отдельности. Образованный с их помощью вектор градиента дает общее представление о поведении функции в окрестности точки (х, у,z). Направление этого вектора является направлением наиболее быстрого возрастания функции в данной точке. Противоположное ему направление, которое часто называют антиградиентным, представляет собой направление наиболее быстрого убывания функции. Модуль градиента
______________________
|grad (х, у,z)| =Ö (дf/дх(х, у,z))2+(дf/ду( x, у, z))2+(дf/дг(x, y,z))2.

определяет скорость возрастания и убывания функции в направлении градиента и антиградиента. Для всех остальных направлений скорость изменения функции в точке (х, у, z) меньше модуля градиента. При переходе от одной точки к другой как направление градиента, так и его модуль, вообще говоря, меняются. Понятие градиента естественным образом переносится на функции любого числа переменных.

Перейдем к описанию метода градиентного спуска. Основная его идея состоит в том, чтобы двигаться к минимуму в направлении наиболее быстрого убывания функции, которое определяется антиградиентом. Эта идея реализуется следующим образом.

Выберем каким-либо способом начальную точку, вычислим в ней градиент рассматриваемой функции и сделаем небольшой шаг в обратном, антиградиентном направлении. В результате мы придем в точку, в которой значение функции будет меньше первоначального. В новой точке повторим процедуру: снова вычислим градиент функции и сделаем шаг в обратном направлении. Продолжая этот процесс, мы будем двигаться в сторону убывания функции. Специальный выбор направления движения на каждом шаге позволяет надеяться на то, что в данном случае приближение к наименьшему значению функции будет более быстрым, чем в методе покоординатного спуска.

Метод градиентного спуска требует вычисления градиента целевой функции на каждом шаге. Если она задана аналитически, то это, как правило, не проблема: для частных производных, определяющих градиент, можно получить явные формулы. В противном случае частные производные в нужных точках приходится вычислять приближенно.

Для оценки частных производных используются разностные методы:

1.Алгоритм с центральной пробой

2. Алгоритм с парными пробами

где gi – пробный шаг по i-й переменной, выбираемый достаточно малым для разностной оценки производной.

Отметим, что при таких расчетах gi ,нельзя брать слишком малым, а значения функции нужно вычислять с достаточно высокой степенью точности, иначе при вычислении разности

Df(x1, ...,xi+ gi, ..., xn) - f(x1, ..., xi, ..., xn)

Df(x1, ...,xi+ gi, ..., xn) - f(x1, ..., xi- gi,..., xn)

будет допущена большая ошибка.

Первый алгоритм требует меньших затрат по сравнению со вторым (обычно затраты выражаются количеством вычислений критерия оптимальности), но позволяет получить решение менее точно, чем второй, эта погрешность зависит от величины пробного шага

На рис. изображены линии уровня функции двух переменных u= f (х, у), , и приведена траектория поиска ее минимума с помощью метода градиентного спуска.

Метод наискорейшего спуска

Суть метода наискорейшего спуска состоит в следующем. Как и прежде, в начальной точке определяется антиградиент минимизируемой функции. Однако теперь в направлении антиградиента делается ни один шаг, а движутся в данном направлении до тех пор, пока целевая функция убывает, достигает в некоторой точке минимума. В этой точке опять определяют антиградиент и ищут новую точку минимума целевой функции и так далее. В данном методе спуск имеет более целеустремлённый характер, производится более крупными шагами и градиент функции вычисляется в меньшем числе точек.

Описание программы

Программа предназначена для нахождения точек минимума функций нескольких переменных – другими словами для минимизации этих функций.

В программе реализован один из методов спуска – Градиентный метод спуска с выбором шага. Начальный шаг задается.

Изменение шага осуществляется по схеме

если
;
если

Вычисление градиента происходит по методу с парными пробами, это улучшает поиск за счёт более точного вычисления градиента.

Метод наискорейшего спуска по сравнению с обычным градиентным методом дает некоторое ускорение , метод хорошо "работает" при минимизации гладких функций и если начальное приближение выбрано достаточно далеко от оптимума. Если же очередная точка окажется в окрестности оптимума, то уменьшение целевой функции будет очень медленным. Это происходит из-за того, что для получения оптимума с высокой точностью необходимо выполнить большое число мелких шагов.

Метод наискорейшего спуска хотя не дает особенного ускорения сходимости он свободен от параметров и на практике может дать некоторый выигрыш, особенно на начальных итерациях.

В связи с этим в программе был реализован более точный метод градиентного спуска.

В качестве условия окончания поиска задаётся требуемая малость модуля градиента функции, т.е. должно выполнятся условие

(В области оптимума градиент равен 0, но достичь этого значения практически не возможно, поэтому задаётся требуемая малость близкая к 0).

Так же в программе можно задавать номер итерации выхода из цикла,

Другими словами при достижении какого количества точек прерывать цикл, если он не прервется сам раньше.

Реализация программы:

Общая блок схема

Руководство для пользования

Программа написана на языке программирования С++, в

среде Borland C++5.

Программа имеет понятный интуитивный графический интерфейс.

После запуска необходимо следовать инструкциям и вводить все необходимые данные.

На начальном этапе выбирается одна из предложенных функций,

Затем вводится начальное приближение и диапазоны по каждой переменной. На следующем этапе вводятся параметры вычислений: начальный коэффициент шага, пробный шаг, погрешность.

Затем программа рассчитывает точки приближения и находит для данных ограничений точку минимума.

Затем графически отображает траекторию поиска точки минимума.

Приложение А

Листинг программы

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "Math.hpp"

#include "math.h"

#include "Unit1.h"

//---------------------------------------------------------------------------

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

TForm1 *Form1;

//---------------------------------------------------------------------------

__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

//---------------------------------------------------------------------------

int ii=0,n=0,s=0;

AnsiString Formula[3]={"U=A*x1^3+B*x2^2-C*x1-D*x2","U=x1^2+x1*x2+x2^2","U=X1^2+X2^2"};

int KolPer[3]={2,2,2};// массив в котором хранится кол-во перемен. для каждой ф-ии

bool DD=true,Diapozon=true; // если true то точка входит в диапозон иначе нет

double PeremenN[5]={0};//double *PeremenN =new double[n]; //нул.приб

double InterN[5]={0};//double *InterN =new double[n]; //нач

double InterK[5]={0};//double *InterK =new double[n]; //кон

double Param[4]={0}; //параметры

double T1[5]={0};//double *T1 =new double[n]; //tochka i -я

double T2[5]={0};//double *T2 =new double[n]; //tochka i+1 -я

double TempT[5]={0};//double *TempT =new double[n]; // временная tochka i+1 -я

double BB[5]={0};//double *BB= new double [n]; // BB - массив с измененой i-ой точкой X[i]+g

double B[5]={0};//double *B= new double [n]; //B - массив с измененой i-ой точкой X[i]-g

int g=0;

double ModG =0; //модуль градиента

int ss=0,ind=0;

double **Tochki; // указатель на массив с точками приближения

//---------------------------------------------------------------------------

double TForm1::F1( double T[]) //Formula1 U=A*x1^3+B*x2^2-C*x1-D*x2

{ double U = 0;

U=IntPower(T[0],3)+2*IntPower(T[1],2)-3*T[0]-4*T[1];