Смекни!
smekni.com

Расширения полей (стр. 5 из 7)

Доказательству этой теоремы мы должны предпослать несколько лемм:

Лемма 1. Пусть W, алгебраическое расширение поля Р. Достаточным условием для того, чтобы W было алгебраически замкнутым, является разложение на линейные множители любого многочлена из P[x] в кольце W[x].

Доказательство. Пусть f(x) — произвольный многочлен из W[x]. Если он не разлагается на линейные множители, то можно присоединить некоторый его корень a и прийти к собст­венному надполю W'. Элемент aявляется алгебраическим над W, а W является алгебраическим расширением поля P; следовательно, элемент aалгебраичен и над Р. Поэтому он является корнем некоторого многочлена g(x) из P[x].Этот многочлен разлагается в W[x]на линейные множители. Следовательно, a —корень неко­торого линейного множителя в W[x],т. е. принадлежит полю W, что противоречит предположению.

Лемма 2. Если поле Pвполне упорядочено, то кольцо много­членов P[x] может быть вполне упорядочено и притом так, что в этом упорядочении поле Pбудет отрезком.

Доказательство. Определим отношение порядка между многочленами f(x) из P[x]следующим образом: пусть f(x)<g(x),когда выполнено одно из условий:

1) степень f(x) меньше степени g(x);

2) степень f(x) равна степени g(x) и равна n, т. е.

f(x) = а0хn + ...+ аn,g (x) = b0хn + ... + bn

и при некотором индексе k:

аi = biдляi<k,

ak<bk, в смысле упорядочения поля Р.

При этом для многочлена 0 делается исключение: ему присваи­вается степень 0. Очевидно, что таким способом получается неко­торое упорядочение, в смысле которого P[x] вполне упорядочено. Показывается это так: в каждом непустом множестве многочле­нов есть непустое подмножество многочленов наименьшей степени; пусть таковая равна п. В этом подмножестве есть непустое под­множество многочленов, коэффициент а0 которых является первым в смысле имеющегося порядка среди свободных членов рассматривае­мых многочленов; в указанном подмножестве есть в свою очередь подмножество многочленов с первым а1и т. д. Подмножество с первым аn которое в конце концов получится, может состоять лишь из одного-единственного многочлена (так как а0, ..., аnопределяются однозначно благодаряпоследовательно выполняе­мому условию минимальности в выборе); этот многочлен является первым элементом в заданном множестве.

Лемма 3. Если поле P вполне упорядочено и заданы многочлен f(x)степени n и n символов a1 ..., an то поле P (a1 ,..., an), в котором f(x) полностью разлагается на линейные множители

n

Õ(x-ai), строится единственным образом и является вполне

1

упорядоченным. Поле Pв смысле этого порядка является отрезком.

Доказательство. Мы будем присоединять корни a1 ..., anпоследовательно, вследствие чего из P = Р0 последовательно будут возникать поля Р1, ..., Рn. Предположим, что Рi-1 = P(a1 ..., ai-1) — уже построенное поле и что P — отрезок в Рi-1; тогда Рi будет строиться так.

Прежде всего в силу леммы 2 кольцо многочленов Рi-1[x] вполне упорядочивается. Многочлен f разлагается в этом кольце на неразложимые множители, среди которых на первом месте будут стоять x - a1,..., x - ai-1; среди остальных множителейпусть fi(x)будет первым в смысле имеющегося порядка. Вместе с символом aiобозначающим корень многочлена fi(x), мы опре­деляем поле Рi= Pi-1 как совокупность всех сумм

h-1

åclali

0

где h —степень многочлена fi(x). Если fi(x) линеен, то, конечно, мы полагаем Рi= Pi-1; символ aiв этом случае не нужен. По­строенное поле вполне упорядочивается с помощью следующего условия: каждому элементу поля

h-1

åclali

0

сопоставим многочлен

h-1

å clxli

0

и элементы поля упорядочим точно так же, как упорядочены соответствующие им многочлены.

Очевидно, тогда Рi-1 является отрезком в Рi, а потому и P — отрезок в Рi.

Тем самым поля Р1 ,..., Рn построены н вполне упорядочены. Поле Рn является искомым однозначно определенным полем P(a1 ,..., an).

Лемма 4. Если в упорядоченном множестве полей каждое предшествующее поле является подполем последующего, то объеди­нение этих полей является полем.

Доказательство. Для любых двух элементов a, b объединения существуют два поля Sa, Sb, которые содержат a, и b и из которых одно предшествует другому. В объемлющем поле опре­делены элементы a + b и a×b и именно так определяются эти элементы в каждом из полей, содержащих a и b, потому что из любых двух таких полей одно предшествует другому и явля­ется его подполем. Например, чтобы доказать закон ассоциатив­ности

ab • g = a • bg,

найдем среди полей Sa, Sb, Sg то, которое содержит два дру­гих поля (наибольшее); в этом поле содержатся a, b и g и в нем закон ассоциативности выполнен. Тем же способом проверяются все остальные правила вычислений с элементами объединения.

Доказательство основной теоремы распадается на две части: построение поля W и доказательство единственности.

Построение поля W.. Лемма 1 свидетельствует о том, что для построения алгебраически замкнутого расширения W поля P достаточно построить такое алгебраическое расширение поля Р, чтобы каждый многочлен из Р[x]разлагался над этим расшире­нием на линейные множители.

Будем считать, что поле Р, а потому и кольцо многочленов P[x], вполне упорядочены. Каждому многочлену f(x) сопоставим столько новых символов a1 ,..., an какова его степень.

Далее, каждому многочлену f(x) сопоставим два вполне упо­рядоченных поля Рf, Sf, которые определяются следующим рекур­рентным способом.

1. Поле Рfявляется объединением поля Р и всех полей Sg для g<f.

2. Поле Рf вполне упорядочивается так, чтобы Р и все поля Sg при g<fбыли отрезками в Рf

3. Поле Sfполучается из Рf присоединением всех корней многочлена f с помощью символов a1 ,..., anв соответствии с лем­мой 3.

Нужно доказать, что таким способом действительно одно­значно определяются вполне упорядоченные поля Рf , Sf, если только уже определены все предыдущие Рg, Sgперечисленным выше требованиям.

Если выполнено требование 3, то прежде всего Рf— отрезок в Sf. Из этого и из требования 2 следует, что поле Р и каждое поле Sg (g<f) являются отрезками в Sf. Предположим, что рассматриваемые требования выполнены для всех предыдущих индексов f, так что

Р — отрезок в Sh при h<f,

Sg— отрезок в Sh при g<h<f.

Отсюда следует, что поле Р и поля Sh (h<f) составляют множество того типа, о котором говорит лемма 4. Следовательно, объединение этих полей снова является полем, которое в соот­ветствии с требованием 1 мы должны обозначить через Рf. Струк­тура вполне упорядоченного поля на Рfоднозначно определяется требованием 2, потому что любые два элемента а, bиз Рf, при­надлежат одному из полей Р или Sg и поэтому связаны отноше­нием a<bили а>b, которое должно сохраняться в Рf. Эго отношение порядка является одним и тем же во всех полях Р или Sg, которые содержат как а, так и b, потому что все эти поля являются отрезками друг друга. Итак, отношение порядка определено. То, что оно определяет вполне упорядоченное мно­жество, очевидно, так как каждое непустое множество x в Рfсодержит по меньшей мере один элемент из Р или из некоторого поля Sg, а потому и первый элемент из xÇ Р или из xÇSg. Этот элемент одновременно является и первым элементом в x.

Таким образом, поле Рfвполне упорядочивается с помощью требовании 1 и 2. Так как поле Sf, однозначно определяется требованием 3, поля РfиSfпостроены.

В силу условия 3 многочлен f(x) полностью разлагается на линейные множители в поле Sf. Далее, с помощью трансфинитной индукции показывается, что Sfявляется алгебраическим над Р. Действительно, предположим, что все поля Sg (g<f) уже алгебраические. Тогда и их объединение с полем Р, т.е. поле Рf, алгебраическое. Далее, поле Sf в силу условия 3 алгебраично над Рf, а потому алгебраичнои над Р.

Составим теперь объединение W всех полей Sf; согласно лемме 4 оно является полем. Это поле алгебраично над Р и над ним раз­лагаются все многочлены f (так как каждый многочлен f разла­гается уже над Sf). Следовательно, поле W алгебраически замкну­то (лемма 1).